возвращаюсь к заявленной в названии теме о железных конях. неожидано даже для себя самой :coffe:
может быть кому-то это тоже будет интересно.
ничего не могу с собой поделать, но иногда мой взгляд выдергивает из общей картины самые неожиданные детали. вот и сегодня хочу рассказать о таком неожидановыхваченном объекте. дело было так..
однажды, но уже по обыкновению, я разглядывала старинные открытки, рекламные буклеты и фото с видами Абхазии, Гагры.
больше всего мне нравится разглядывать конечно же фотографии, в них чувствуется живой дух, жизнь, история.. сами собой придумываются сюжеты с героями, запечатленными на этих фото и складываются воображаемыми диафильмами. а групповые фото - просто "полный метр" :grin:
так попались мне на глаза несколько фотографий с группой туристов, едущих на озеро Рицу. на одной они с пионерским задором радостно тряслись по горному серпантину, размахивая соломенными шляпами или букетами рододендронов одной рукой и вцепившись в бортики автомобиля другой, пели жизнеутверждающие песни.
на другой - раздували щеки то ли от усталости, то ли от жары, обтираясь платочками.
* фото 1970 года
третьи с серьезными или неочень лицами позировали фотографу..
такие разные настроения, лица, люди, компании - такие разные фото. но была на них и объединяющая деталь - их железный конь.
"какая интересная машина", - подумала я, - "многоместная, без крыши - ну прям автобус-кабриолет". эдакий у них получился автобусинг

(по аналогии с джипингом).
на фото тех лет частенько можно встретить такие. но в жизни мне никогда не попадались подобные автобусы-кабриолеты. наверное их переделывали из обычных автобусов специально для экскурсий "это надо видеть".
но всё таки: что же это за автобус такой экскурсионный?..
и этого вопроса мне было достаточно, чтобы начать "раскопки" (а потом я удивляюсь откуда что берется

)
с этого момента я внимательнее стала вглядываться в фотографии, высматривая на них автобусы.. да и вообще автомобили.
так интересно оказалось!
все автобусы на снимках как будто похожи друг на друга, но в то же время отличаются, порой малозначительно.
* фото 1950 года
оказывается, по Черноморским берегам в разные годы бегало несколько железных экскурсионных лошадок: НАЗ, ГАЗ, НАТИ, ЗИС, ГЗА, ПАЗ и КАвЗ.
и самым "народным" экскурсионным автобусом-кабриолетом Советского Союза была 651-ая модель, основу которой и выпускали вышеперечисленные заводы, и в частности модель под названием "Рица-651". как думаете, почему она так называлась :wink:?
ни в предвоенные, ни в послевоенные годы в нашей стране открытые автобусы не выпускались серийно, их переделывали в небольших авторемонтных мастерских из серийных аналогов.
вот из ворот одной такой мастерской в городе Сочи и выходили переделанные из ГАЗа, ПАЗа, КАвЗ и других производителей автобусного парка нашей страны лошадки-кабриолеты 651-ой модели.
с начала 30-х годов это были переделки из автобусов построенных на шасси ЗИС-8, другие на шасси ГАЗ-АА (известного грузовичка "полуторки"). это были 19-ти местные, со складывающимся матерчатым тентом, пристегивающимся к бортикам, с отдельными дверями для каждого ряда сидений автобусы-кабриолеты.
* фото 1951 года
1949 года в качестве базы для прогулочно-экскурсионного автобуса стал использоваться грузовик ГАЗ-51.
а началось всё с того, что городом Сочи для нужд санаториев и пансионатов на Горьковском заводе были заказаны десять автобусов типа ГЗА-654"Сочи".
пока уточнялись детали будущего автобуса добровольная бригада в Сочинских мастерских приступила к изготовлению кузова. на первых порах кузов был деревянным, поэтому-то возглавил эту бригаду мастер столярного искусства А.П.Пахомов. - между прочим,
Александр Петрович, как и его тезка принц Ольденбургский :wink:.
и вот в 1951 году первый великолепно выполненный автобус-кабриолет голубого цвета с белой полосой по борту, выехал из мастерских.
такой автобус вмещал в себя до 25 пассажиров, был предусмотрен и убирающийся тент, который в сложенном виде хранился позади салона, для этого шасси пришлось немного удлинить. дверь была одна и для водителя, и для пассажиров и открывалась водителем при помощи рычага. в первых машинах боковых окон не было, имелись только лобовое стекло, состоящее из четырех частей - для проветривания. закреплялись они в железные стойки, на которые и крепился тент.
как только не называли этот экскурсионный автобус: и "Генералом" - за его широкую полосу, отделанную молдингами и напоминающую генеральский погон, и "Рицей" - так как самым излюбленным туристами был маршрут к озеру.
в народе же прижилось название "
Голубая торпеда" - за необычный окрас кузова.
каждый год в конструкцию вносились некоторые изменения, потому-то из ворот мастерских не выходило двух одинаковых автобусов.
* фото 1956 года. Пицунда
эти Торпеды бороздили берега Черноморского побережья ещё много и много лет, не смотря на то, что выпуск их прекратился в 70-х годах и на смену пришли автобусы типа ЛАЗ-695 с вмонтированными в крышу окнами, ПАЗ-672 и даже несколько Австро-Фиатов.
* фото 1954 года
Голубая торпеда исчезла с дорог навсегда. а жаль ;`-(