Где-то я прочитал, что, когда Александр Петрович Ольденбургский в октябре 1901 г. высадился с командой инженеров и рабочих на голом гагринском побережье, то в военной палатке ему пришлось жить всего дня три. К этому времени был построен временный «дворец». А телеграмма с сообщением об успешной высадке была отправлена уже через сорок минут.
Спустя более века, примерно в том же самом месте, где Его высочество ступил на гагринскую землю, возможно, современными последователями энергичного принца, вновь были проявлены чудеса скоростного строительства. Меньше, чем за месяц на месте некогда сгоревшего ночного клуба «Лайм» построили кафешку. Умеют ведь!
То же место, месяцем ранее.
Приехал я в Гагру этой весной и первый раз решил наведаться к пристани. Уже издали я увидел множество личных авто и удивился. Нет, на площадке рядом, у «Араукарии», нередко толпятся машины. Но то бывает в сезон и ближе к вечеру. А тогда кафе вообще не успело открыться, и было это в разгар дня. Подойдя ближе к пристани, я нашёл объяснение этому автобиеннале, но продолжил удивляться.
Фотографы любят снимать сухумских рыбаков, облепляющих старую пристань. А вот в Гагре как-то не приходилось раньше замечать такого количества желающих порыбачить. В чем тут дело: то ли раньше они ловили с лодок, а теперь трудно получить разрешение на выход в море, то ли турецким траулерам, наконец, запретили вести лов в акватории, и рыбы стало много. Но факт остаётся фактом: они ловят и у всех клюёт. Таскают каждую минуту!
Ловят и утром, и днем, и вечером. Ловят везде, и даже без участия самого рыбака.
Сломанный пирс санатория «Москва» ещё не так заселён, но его тоже осваивают. Благо, подъезд теперь хороший, а ворот и охраны нет.
Если свернуть с шоссе около школы № 2 на улицу Ленина (ныне улица генерала Дбар) и идти по ней всё время прямо, то примерно через час окажешься снова на шоссе. Но при этом обнаружишь, что выходишь уже не с Ленина, а с Кабардинской. По сути – это одна и та же длинная улица. Но я не зря говорю идти, а не ехать. Потому что участок от переезда под железной дорогой до больницы не асфальтирован. И каждый раз, чтобы попасть, например, к родственникам, кое-кому приходится объезжать по шоссе до зигзага и возвращаться потом обратно по тупиковой дороге мимо больницы.
Хотя на этом непроезжем участке в несколько сотен метров идёт довольно широкая грунтовая дорога, но она вся состоит из широких и глубоких ям, вечно заполненных водой. Местами даже проглядывает щебёнка, намекая на то, что когда-то всё же пытались сделать сквозной проезд.
И вот вдруг однажды, велопрогуливаюсь я по этой улице, и вижу настоящее чудо! Ну что можно подумать? Конечно, наконец-то заделают это белое пятно на карте гагрских шоссейных дорог!
Однако, заповедное место вновь трогать не посмели, хотя остальное закатали идеально, всем на радость. Теперь для проведения гонок F1 есть только одно препятствие - эти несчастные триста метров. Ведь гонки же кольцевые!
В Новой Гагре тоже местами уютно и идут обновления.
Но всё равно тянет туда, на ту сторону, в Старую!
***
И напоследок просто несколько фото эпизодов.
В апреле уже тепло, скоро каникулы, но у школьников ещё идут учебные дни. Я крутился как-то у 2-й школы, и так и не понял, свидетелем чего довелось оказаться: трагедии или комедии.
В этом эпизоде наоборот всё предельно ясно, как чёрное и белое.
Надпись на фоне рогов мне показалась символичной.
В краю магнолий плещет море. Сидят мальчишки на заборе...
Найди Юсю.
А даааальше?
Как говорил известный сыщик: терпение, мой друг, терпение...