О духовном.

OBRA

Зачарованная сова
#2
Православная Пасха - 15 апреля

Событие Воскресения Христова — самый большой и светлый христианский праздник. Этот праздник еще называют Пасхою, то есть Днем, в который совершилось наше перехождение от смерти — к жизни и от земли — к Небу.

Христос воскрес! — и для всего мироздания началась истинная весна, светлое, радостное утро новой жизни. Воскресение Господа Иисуса — первая действительная победа жизни над смертью.

Вот как это было:

По прошествии субботы, ночью, на третий день после Своих страданий и смерти, Господь Иисус Христос силою Своего Божества ожил, то есть воскрес из мертвых. Тело Его, человеческое, преобразилось. Он вышел из гроба, не отвалив камня, не нарушив синедрионовой печати, и невидимый для стражи. С этого момента воины, сами не зная того, охраняли пустой гроб.

Вдруг сделалось великое землетрясение; с небес сошел Ангел Господень. Он, приступив, отвалил камень от двери гроба Господня и сел на нем. Вид его был как молния, и одежда его бела, как снег. Воины, стоявшие на страже у гроба, пришли в трепет и стали, как мертвые, а потом, очнувшись от страха, разбежались.

В этот день (первый день недели), как только кончился субботний покой, весьма рано, на рассвете, Мария Магдалина, Мария Иаковлева, Иоанна, Саломия и другие женщины, взяв приготовленное благовонное миро, пошли ко гробу Иисуса Христа, чтобы помазать тело Его, так как они не успели этого сделать при погребении. (Женщин этих Церковь именует мироносицами). Они еще не знали, что ко гробу Христову приставлена стража и вход в пещеру запечатан. Потому они не ожидали кого-нибудь там встретить и говорили между собою: «Кто отвалит нам камень от двери гроба?» Камень же был очень велик.

Мария Магдалина, опередив остальных женщин-мироносиц, первая пришла ко гробу. Еще не рассветало, было темно. Мария, увидев, что камень отвален от гроба, сразу же побежала к Петру и Иоанну и говорит: «Унесли Господа из гроба, и не знаем, где положили Его». Услышав такие слова, Петр и Иоанн тотчас побежали ко гробу. Мария Магдалина последовала за ними.

В это время подошли ко гробу остальные женщины, шедшие с Марией Магдалиной. Они увидели, что камень отвален от гроба. И когда остановились, вдруг увидели светозарного Ангела, сидящего на камне. Ангел, обращаясь к ним, сказал: «Не бойтесь, ибо знаю, что вы ищете Иисуса распятого. Его нет здесь; Он воскрес, как сказал еще будучи с вами. Подойдите, посмотрите место, где лежал Господь. А потом пойдите скорее и скажите ученикам Его, что Он воскрес из мертвых».

Они вошли внутрь гроба (пещеры) и не нашли тела Господа Иисуса Христа. Но, взглянув, увидели Ангела в белой одежде, сидящего справа от места, где был положен Господь; их объял ужас.

Ангел же говорит им: «Не ужасайтесь. Иисуса ищете Назарянина распятого. Он воскрес. Его нет здесь. Вот место, где Он был положен. Но идите, скажите ученикам Его и Петру (который своим отречением отпал от числа учеников), что Он встретит вас в Галилее, там вы Его увидите, как Он сказал вам».

Когда же женщины стояли в недоумении, вдруг снова пред ними явились два Ангела в блистающих одеждах. Женщины в страхе преклонили лица свои к земле.

Ангелы сказали им: «Что вы ищете живого между мертвыми? Его нет здесь: Он воскрес; вспомните, как Он говорил вам, когда был еще в Галилее, говоря, что Сыну Человеческому надлежит быть предану в руки грешных людей, и быть распяту, и в третий день воскреснуть».

Пасхальная служба начинается в полночь с субботы на воскресенье; вся она исполнена духовной радости и ликования. Вся она — торжественный гимн Светлому Христову Воскресению, примирению Бога и человека, победе жизни над смертью.

Праздник Пасхи каждый год совершается в разные числа месяца и время его празднования «переходит» по своей дате, но всегда приходится на воскресный день. Все праздники, связанные календарно с Пасхой (а это Вербное Воскресение, Пасха, Вознесение и Троица) тоже меняют свою дату и называются переходящими или подвижными. Другие двунадесятые праздники (Рождество Христово, Крещение, Сретенье и др.) имеют постоянную дату и называются непереходящими или неподвижными.
 
#3
Страстная суббота – первый праздничный день страстной недели. Именно в этот день все начинают приготовления к светлому празднику Пасхи.

Именно в Великую или Страстную Субботу происходит одно из самых прекрасных и главных чудес церкви, которого с трепетом ждут все верующие мира – схождение Благодатного огня. Это чудо происходит каждый год накануне Пасхи в Иерусалимском Кафедральном соборе Воскресения Христова. В этот день люди из разных стран собираются в Иерусалиме и ждут, когда огонь Божий, необжигающий, Благодатный сойдет с небес. И этот огонь разносят больше чем в 20 стран мира. Люди несут огонь в свои дома, летят с ним на самолете, чтобы только передать его другим христианам своей страны.
[ytb]afyzvMi-xqQ&feature=player_embedded[/ytb]
 

OBRA

Зачарованная сова
#5
А вот никто не может подсказать? Мы из Н.Афона привезли кадильные свечи ( такие толстые, черные, продавались в Храме С.Канонита), а честно говоря, как их зажигать не знаю, догадываюсь, что они наверное в кадило помещаются и там тлеют, потому что от них такой аромат кадильный ( как в Храме) и они не горят, а как-то дымят . Но такие свечи раскупаются всеми туристами, а не только духовными лицами, значит их можно и в миру использовать. кто-нибудь знает, как?
 

OBRA

Зачарованная сова
#7
Очень хорошее авторство темы, спасибо!

Вот что еще нашла новое о привычном вроде бы :


Свеча церковная - символ молитвы верующего человека и жертва на храм. Своим горением пред иконой являет теплоту любви ко Господу, Божией Матери или святому, выражает стремление человека к духовному преображению, подобно как воск претворяется в огонь.

Так как свеча покупается, она является добровольной жертвой человека Богу и Его храму за себя и за своих ближних.

В храме свеча пред образом ставится, по обычаю, следующим образом: подойдя к иконе, следует совершить один или два поясных поклона с молитвой и крестным знамением, поставить свечу, приложится к иконе (т.е. поцеловать ее) и, отступив, сотворить еще один поклон.

Свечи перед иконами в храме нужно ставить до начала богослужения, чтобы потом во время службы не создавать хождением по храму и передачей свечей неуместной суеты и толчеи, нарушающей молитву предстоящих.

О домашней свече говорят зажечь, засветить и погасить, потушить; о церковной: затеплить и сократить.

Существует хорошая поговорка для тех, чья духовная жизнь сводится к свечам: "Не встанет свеча перед Богом, а встанет душа".

Каков смысл в горящей свече: почему мы зажигаем ее? Вот что отвечает на этот вопрос свт. Николай Велимирович (+1956), современный святой Сербской Церкви:
Во-первых, наша вера – свет. "Аз есмь свет миру", — говорит Спаситель. Свеча и лампада напоминают нам о том свете, которым Христос просвещает нашу душу.
Во-вторых, это свидетельство о яркости души того, перед чьей святою иконою горит свеча. Святых мы называем сынами света.
В-третьих, это обличение наших темных дел, злых помыслов и желаний, и наставление на путь евангельского света. "Тако да просветится свет ваш пред человеки, яко да видят ваша добрая дела и прославят Отца вашего, иже на небесех", - говорит Спаситель.
В-четвертых, это наша скромная жертва Богу, Который отдал Себя в жертву за нас, наш минимальный знак любви и благодарности Тому, Кого мы молим о жизни, здравии, спасении, обо всем том, на что способна Его бескрайняя небесная любовь.
В-пятых, это защита от тех сил зла, которые по временам нападают на нас во время молитвы и уводят наши мысли прочь от Творца: зло любит тьму и боится света.
В-шестых, это призыв к самоотверженности. Как, подчиняясь нашей воле, сгорает масло и воск, так и наша душа должна гореть любовью к Спасителю, подчиняясь Ему на всех поворотах судьбы.
В-седьмых, это урок для нас: как свеча и лампада не зажигаются сами по себе, так и сердце, лампада нашей души, не загорится без святого огня Божией благодати… Наши добродетели и достижения — это горючее, но зажечь его способен только небесный огонь.
 
A

andrey1958

Guest
#10
neperech, Красиво. А что это справа к храму пристроено?

Спасибо современным фотоаппаратам и фотографам.
 

OBRA

Зачарованная сова
#11
Как правильно разговеться после Поста

Во-первых, предки наши – если, конечно, они с уважением относились к Светлой Пасхе и учению Христа, не вели себя подобным образом, стремясь наесться скоромных блюд и наконец-то отвести душу.

Во-вторых, сам смысл Пасхи – величайшего христианского праздника, теряется и извращается, если превращать его в обильное застолье, и посвящать эти дни обжорству и пьянству – а так, к сожалению, случается нередко.

Между тем, чревоугодие входит в число смертных грехов – этого никто не отменял, и не зря, так как именно этот порок способен превратить человека в низменное существо, лишённое всяких духовных ценностей – ведь даже животные съедают столько пищи, сколько им необходимо – и не более того.

Пост сегодня многими людьми воспринимается как разгрузочная диета – это в корне неправильный подход. Мы постимся не для того, чтобы похудеть, а для того, чтобы помочь душе очиститься от всего негативного и тёмного, и почувствовать радость и счастье.

Другое дело, что при правильном подходе к посту радуется не только душа, но и тело: ведь наша пищеварительная система находится в спокойном состоянии целых 7 недель, не перегружается животными белками и жирами, лишними углеводами, и привыкает работать без перегрузок. В результате человек улучшается во всех отношениях: становится спокойным, доброжелательным и радостным, выглядит моложе и чувствует себя прекрасно.
 

OBRA

Зачарованная сова
#12
Питание после Поста

Самое непонятное – это то, что многие россияне сегодня и поста толком не соблюдают – просто делают вид, но уж в Пасху не пропускают возможности полакомиться жирными блюдами, сладостями, и выпить как можно больше спиртного, что вообще неприемлемо в христианстве. Доходит даже до того, что люди специально запасаются пищеварительными ферментами, типа мезима или энзистала, чтобы за столом съесть как можно больше блюд, и не отстать от соседа – вдруг ему больше достанется? О христианском благочестии в это время они вряд ли помнят…

В любом случае, весь наш организм в таких случаях получает сильнейший стресс, который можно сравнить с ударом огромной кувалды: страдает всё – желудок, кишечник, желчный пузырь, поджелудочная железа, почки, печень, а потом сердце, голова и нервная система. «Живого места» после подобных излишеств в организме точно не остаётся.

М. В. Ломоносов ещё в XVIII веке отмечал в беседе с императрицей, что больше всего народу на Руси «дохнет» (слово неприличное, но тогда это звучало нормально, да и великий учёный был резок в выражениях) именно после Великого поста и Пасхи: люди буквально набрасывались на еду и спиртное, превращая Светлый праздник в непотребный разгул, и всё это заканчивалось весьма печально.

Если задуматься о том, что означает слово «разговляться», и попытаться узнать его подлинный смысл, то станет понятно, что речь идёт о небольшом количестве скоромной еды, которую «отведывают», а не набивают себе желудок. Перемешивать еду тем более нельзя – следует соблюдать законы совместимости одних продуктов с другими. Кстати, если изучить рецепты православной кухни, то будет видно – они почти всегда соответствуют принципам раздельного питания, или нарушают их не слишком.

Чтобы не принести себе вреда, надо вспомнить, что впереди вся пасхальная неделя, и все желанные кушанья вы успеете приготовить и попробовать. Выходить из поста лучше всего с кисломолочными продуктами: можно начать с кефира, ряженки, йогурта, даже съесть небольшой кусочек творожной пасхи – и всё.

Часто встречаются рекомендации начинать выход из поста с яйца, однако яйца – пища плотная и тяжёлая. Если уж хотите начать с яйца, съешьте не более одного, и только белок. Если есть яйца весь день (а многие так и делают, потому что красят их к празднику в больших количествах), то можно вызвать несварение, запор, обострение хронических заболеваний – в общем, самочувствие будет не лучшим.

Что кушать после Поста:

В первые дни после поста надо питаться по-особому: есть понемногу, но через каждые 2-3 часа. Мясо в эти дни есть вообще не надо; если есть желание, можно приготовить курицу – запечь без кожицы в духовке, или мясо индейки, но лучше рыбу – нежирную, речную. Можно приготовить нежирный куриный или рыбный холодец – это украсит праздничный стол.

Говядину, свинину и другое тяжёлое мясо можно понемногу есть через 5-6 дней после Пасхи, утку и гуся – через 7-10 дней, а вот от магазинных колбасных изделий и прочих копчёностей лучше вообще отказаться: ведь вы отлично без них обходились в пост? По крайней мере, их употребление стоит резко ограничить – это принесёт пользу не только здоровью, но и кошельку.

Мясо же лучше есть не в жареном виде, а готовить паровые котлеты, тефтели, мясные запеканки с овощами, и суфле – всё понемногу и постепенно. На гарнир печёная морковь, свекла, тушёная капуста, запечённый картофель или рассыпчатый отварной рис.
Чего не следует есть сразу после Поста

Нельзя есть грибы после поста – это тяжёлая пища, тем более грибы маринованные. Приготовьте овощные, фруктовые, крупяные блюда, и добавьте к ним больше зелени – лука, петрушки, укропа. Такое меню полезно, и к тому же эта пища легко усваивается. Разумеется, речь не идёт о салатах с майонезом – заправляйте их растительным маслом, желательно оливковым. Можно добавить в салат маслины.

Свежей выпечкой увлекаться не стоит – особенно при проблемах с пищеварением, и об этом наши прабабушки тоже знали: куличи они выпекали заранее - в четверг, а не в субботу, чтобы они успели немного «подсохнуть», и не причиняли вреда желудку. Можно съесть небольшой кусочек освящённого кулича – не более половины ладони, и столько же пасхи из творога.

Супы в первую неделю после Пасхи надо готовить лёгкие: овощные, крупяные, фруктовые, и отказаться от крепких бульонов, мясных и рыбных.

Не стоит также «отводить душу», поедая калорийные сладости – торты и пирожные с масляным или сливочным кремом. Готовьте фруктовые салаты, запечённые фрукты, компоты из сухофруктов, морсы и свежевыжатые соки. Если уж очень хотите торт, съешьте кусочек творожного, фруктового или с взбитыми белками.

Спиртное (алкоголь) после Поста

Отдельная тема – спиртное. Наш народ, к сожалению, под спиртными напитками чаще всего понимает водку. Но стоит всё же помнить, что православная церковь никогда не поощряла её употребление, и оправдать его вообще-то нечем.

Так что хотя бы тем, кто считает себя верующими, следует ограничиться в праздничный день красным вином, желательно кагором или каберне, и не больше одного стакана. В последующие дни это количество можно увеличить – при желании, или выбрать лёгкое натуральное пиво – в небольших количествах оно даже может способствовать пищеварению.

Не стоит сразу начинать пить кофе, а тем более газированные напитки: пейте свежезаваренный чай, минеральную воду, квас – уж он-то на Руси всегда был популярен. Можно приготовить отличный квас в домашних условиях – это несложно, и вы будете точно знать, что ваши домашние пьют полезный и чистый напиток.

Наши предки, когда разговлялись после поста, ели совсем не ту еду, что мы с вами сегодня. Каким бы ни был стол – богатым, обильным, или более скромным, блюда к нему были приготовлены из экологически чистых продуктов – но сегодня их почти нет. Вместо этого мы имеем консерванты, ароматизаторы, пеногасители, красители, усилители вкуса и ещё множество всяких достижений современной пищевой промышленности, так давайте хотя бы не будем перегружать наш терпеливый и многострадальный организм лишними порциями еды и алкоголя – как в праздник Пасхи, так и в другие дни.

В пасхальную неделю хватит времени, чтобы попробовать много вкусных лакомств, приготовить любимые блюда, порадовать себя, своих домашних и гостей, и при этом не принести вреда здоровью, не омрачить праздничное настроение.

И давайте будем помнить, что Пасха Христова – это не только наслаждение вкусной праздничной едой, но и великая радость Его Воскресения, которую мы можем испытывать сами и передавать другим.
 
A

andrey1958

Guest
#13
Когда постился первый раз, думал на Пасху наемся всего-всего.) Но утром съел яйцо, потом холодца немного, салат, попил чаю с куличём. Всё это было в объёме плотного завтрака. Ожидания мои не подтвердились, что я буду поедать всё подряд.

В этот пост вообще никакого дискомфорта. Никаких особых усилий. Может уже по годам так питаться надо.

Ну конечно иногда вкусные запахи соблазняют, но не более.
 

OBRA

Зачарованная сова
#14
andrey1958, А мне какого? я тоже пощусь, а получилась поездка ( правда 2 раза чуть-чуть нарушила, но ведь для путешествующих прошается, я в Храм сходила). Думала поездка будет после Пасхи, а вот как получилось, так что чисто архитектурно-познавательное + встреча с друзьями, которых не видела.....надцать лет! А вот гастрономия - 0, только глазками.

Тоже постилась не в первый раз, зато, какие великолепные ощущения после поста!
 
A

andrey1958

Guest
#15
Первый раз я постился когда ездил работать по вахте, по неделям. Нас было трое и готовили сами, то есть готовил я.
Сначала готовил постную пищу, для себя откладывал, а ребятам потом добавлял тушёнку. Всем нравилось. Меня понимали.

Во время поста тоже прекрасные ощущения испытываешь. Не всё время конечно, но довольно часто ловмшь себя на мысли, что хорошо.)
 

OBRA

Зачарованная сова
#18
Пасхальные гуляния

Пасхальную неделю празднуют как один день, потому что по преданию солнце на Пасху не заходило целую неделю, и было светло как днем.
С давних времен Пасха славилась делами благотворительности и милосердия. Люди становились щедрее, старались помочь нуждающимся. Делали они это «ради Христа», поскольку верили, что в течении сорока дней после Пасхи Христос с апостолами ходят по земле, переодевшись нищими, и смотрят, как люди Бога помнят и ближнему помогают.

На Руси Пасха – период всеобщих торжеств, домашнего хлебосольства, широких гуляний.

Отмечать Светлую Пасху без посещения церкви не по-христиански. Но вот что происходит на Пасху далее, вне церкви, для многих остается темным пятном.

Столетиями на Руси после посещения церкви начинались грандиозные пасхальные гуляния. На улицах, в домах, празднично убранных ресторанах и других специально отведенных местах. Широкий размах этих гуляний был связан не только с «разговением» после более чем 40-дневного Великого поста. Традиционный православный Пост – это время воздержания не только от «скоромной пищи», но и от семейных праздников, банкетов и свадеб. И многие «недоотмеченные» праздники автоматически начинали отмечать на Пасху. Тем более, в этот день нельзя отказываться от угощения, подарков и традиционной стопочки или бокала. И не забыть «христосоваться», то есть приветствовать друг друга словами «Христос воскресе!», услышав в ответ «Воистину воскресе!», и троекратно целомудренно целуясь. Говорят, этот обычай идет еще с апостольских времен.

Увы, сейчас Пасху празднуют куда скромнее, нежели Масленицу и Новый год. Хотя раньше, многие века происходило наоборот. К примеру, очень немногие слышали о Пасхальных ручьях, Пасхальных кострах и Пасхальных зайцах. А ведь это всё очень важные народные традиции. Просто до недавнего времени их негде и некому было устраивать. Те же празднично украшенные «пасхальные ручьи», или фонтаны, со своей атрибутикой, своим значением в качестве «обновления», «воскресенья» к новой жизни.
Очень скромно проходит и праздничная пасхальная трапеза. Проводить ее дома, чуть ли ни тайно, стали только в годы советской власти. Раньше во дворах, в парках и ресторанах накрывали длинные праздничные столы, на многие сотни мест. И «батюшки» святили не индивидуальные, частным образом изготовленные пасхальные куличи, пасхи и яйца-крашенки (как вариант – сало, водку и пироги), а все столы, со всеми расставленными на них яствами. Хотя крашеные пасхальные яйца отмечали особо. Ведь ими не только «разговляются», но и «христосуются», разбивая по очерёдности разные концы, словно целуясь. Нередко это происходит в форме игры. Дети устраивают с пасхальными яйцами «покатушки». Это уже не забава, а важный обычай, призванный даровать земле плодородие. В некоторых странах, и некоторых областях России существовала традиция утром на Пасху прятать крашеные пасхальные яйца (или игрушки, лакомства в виде яиц), чтобы дети искали их по всему дому. И находили их в специальном «пасхальном гнезде», якобы оставленном «пасхальным кроликом».
 
Г

Горе

Guest
#19
А моё время уверовать ещё не пришло. Страшно перед Богом стоять. Грехи давят…
 
Сверху