Записки из моего дневника (избранное)

Юсин папа

родственник
"Гагрипш": история в деталях

"Гагрипш": история в деталях

Побывав в Гагре хотя бы однажды, обязательно услышишь о ресторане "Гагрипш", который принято называть "визитной карточкой" города. Посетить легендарное заведение и непременно выпить чашечку кофе (конечно неприлично дорогого по местным меркам) стремится каждый, кто считает себя гагроманом. А уж фото на лестнице перед оригинальной постройкой в стиле модерн имеет любой экскурсант, оказавшийся в Гагре проездом на час. Экскурсоводы, как правило, снабдив пятиминутным рассказом об уникальности ресторана и списком посещавших его знаменитостей, отпускают туристов самостоятельно побродить по залу и сфотографироваться на фоне огромных часов. Такого знакомства с "визитной карточкой" для большинства достаточно. Но есть те, кому всегда интересны детали, и я как раз из их числа. Надеюсь, сегодняшний рассказ будет любопытен для таких дотошных исследователей, которые пожелают задержать взгляд на некоторых подробностях, подмеченных мною.



Сам я посетил знаменитый "Гагрипш" один единственный раз, двенадцать лет назад, и с той поры уже не сильно им интересовался. Нет, я всегда чтил ресторан, как главное историческое место Гагры, как его ядро, как сердцевину. Это одно из первых зданий Гагринской Климатической станции, и именно здесь в 1903 году состоялся званый обед в честь открытия курорта. Но, честно говоря, многочисленные виды со знакомым силуэтом, скопившиеся за многие годы, настолько "натерли" глаза, что краеведческий интерес к нему несколько поблёк.


Фото 30-х - 40-х г.г.


Фото 50-х - 60-х г.г.


Фото 1958-59 г.г.

Однако, раз уж мои записи сложились в цикл о первых гагринских гостиницах, то обойти тему ресторана никак не получится, потому что его история неразрывно связана с историей так называемой "Временной" гостиницы. Изначально оба здания, которые по изяществу и комфортабельности были достойны друг друга, составляли единый комплекс, выполненный в стиле альпийского шале. Ресторан обслуживал пансионеров "Временной" и "Новой" гостиницы, которая была выстроена чуть позже рядом с восточным торцом ресторана. Центральный вход в обеденный зал был слева, со стороны стеклянной галереи, которая соединяла "Временную гостиницу" с рестораном.


Панорама из парка: "Временная" гостиница, ресторан "Гагрипш", "Новая" гостиница. 1905 г.

Когда рассказывают о том, чем знамениты ресторан "Гагрипш" и бывшая "Временная" гостиница, непременно упоминают, что здания были куплены принцем Ольденбургским на Всемирной выставке в Париже и привезены морем в разобранном виде, а также, что ресторан был построен из норвежской сосны без единого гвоздя.

Возможно, всё так оно и есть. Но, пока, достоверных источников, свидетельствующих в пользу хотя бы некоторых из этих фактов, я не нашел. Весь этот набор штампов кочует по страницам многочисленных брошюр Пачулиа 60-х - 80-х годов издания. Наиболее же раннее упоминание об этом я встретил в мемуарах В. Зёрнова, которые он записал в 1944 году.

Самая привлекательная гостиница – «Деревянная», или «Гагрипш», у самого парка. Она была куплена принцем Ольденбургским в Париже после выставки 1900 года и в разобранном виде на пароходе доставлена в Гагры, где и поставлена на новый фундамент.
Конечно, мне не известны все источники, которыми мог пользоваться уважаемый Вианор Панджович Пачулиа. Я полагаюсь лишь на несколько путеводителей и статей из журналов начала XX в. с описанием строящейся Климатической станции и некоторыми подробностями ее обустройства. Но ни в одном из этих источников о такой, казалось бы, примечательной истории, как происхождение "Гагрипша" не упоминается. Только в одном месте есть скромная фраза об этом строительстве, где руководителем работ по постройке всех первых зданий Климатической станции, в том числе и "Временной" гостиницы, называется Г. И. Люцедарский, который известен широкой публике, как автор гагринского дворца принца Ольденбургского.

В каталоге павильонов самой Всемирной выставки (продолжалась с 15 апреля по 12 ноября 1900 года) я также не нашел похожего здания, которое мог бы увидеть принц Ольденбургский в качестве прототипа "Гагрипша". Норвежский павильон выполнен в похожем стиле, однако, в нем экспонировались традиционные норвежские промыслы и ремесла, а не технология возведения подобных альпийских шале.


Все же, надо признать, что парижское происхождение "Гагрипша" косвенно прослеживается. В рекламном проспекте Гагринской Климатической станции 1905 года издания говорится, что гостиницу строили с апреля по август 1902 г., а ресторан - с июня по август. Оба здания были открыты 1 сентября того же года. В моем представлении этих сроков хватило бы, чтобы просто собрать из готовых компонентов строения, которые были демонтированы в их первоначальном месте постройки и перевезены в Гагры. Как раз такой метод быстрого возведения использовался, например, для "Швейцарской деревни", являвшейся обособленной частью экспозиции Швейцарии на Всемирной выставке. В Париже, на Марсовом поле был воспроизведен уголок альпийской горной деревни с отвесными тридцатиметровыми скалами, водопадом и живописными лугами. Здесь были представлены десятки образцов реальных шале, ресторанов, молокозаводов и пивоварен.


Такой же метод практиковался в первые месяцы строительства Гагрской Климатической станции, о чем упоминается в другом источнике:

Через две недели местность преобразилась: словно из-под земли вырос первый курортный дом в 15 комнат, выстроенный в Москве и перевезенный сюда в разобранном виде. Для укладки его из Петербурга и Москвы был отправлен в Гагры целый поезд инструментов и рабочих – плотников, каменщиков, маляров, землекопов и пр. Топор и заступ одновременно застучали в дюжих руках 600 человек.
Возвращаясь к теме Парижской выставки, сделаю предположение, что здания ресторана и гостиницы, если и были заказаны Ольденбургским в Париже, то именно в "Швейцарской деревне" (вероятно всё же, это копии тех построек, что были представлены, а не сами постройки с выставки). Ведь эта площадка как раз и специализировалась на предложении зданий для местностей с влажным субтропическим климатом. В эту версию логично встраивается и тот факт, что на фронтоне ресторана установлен швейцарский часовой механизм: как утверждается в одной из статей, - «Шварцвальдский шотен». Примечательно, что в начале века у швейцарских часовщиков вообще были популярны корпуса часов, форма которых кажется подозрительно знакомой.


Часы с кукушкой в форме шале фирмы Brienz. Изготовлены около 1900 г.

Теперь порассуждаем о "гвоздях". Технология возведения альпийских шале изначально предполагала безгвоздевую сборку. Фундамент и высокий цокольный этаж делались каменными, далее из массивного бруса собирался столбовой каркас с обвязкой, который в один слой обшивался дранкой, оштукатуренной известью. Такие хижины использовались пастухами сезонно и не требовали особого утепления. Со временем они стали делаться более теплыми, прочными и использоваться как жилища для постоянного проживания. Способы их возведения вышли на более технологичный уровень. На стыке XIX и XX в.в. шале нашли широкое применение, в качестве постоянного жилья во многих странах центральной и северной Европы. Домики в альпийском стиле стали ассоциироваться с высоким положением в обществе и достатком.

В момент зарождения Климатической станции в Гаграх перед Александром Петровичем Ольденбургским стояла задача выстроить первоклассный курорт в кратчайшие сроки. Для этого модный альпийский стиль пришелся как нельзя кстати. Все новые постройки к моменту официального открытия Климатической станции имели выраженные особенности стиля шале. Он позволял сочетать эффектный облик построек с быстрым и относительно экономичным способом их возведения.

Многие критики принца Ольденбургского считали его затею со строительством курорта в такой глуши, каким считалось тогда местечко Гагры, авантюрой и пустой тратой казенных денег. Некоторые современники пеняли ему за то, что средства расходовались на эффектные, но негодные для наших условий проекты. Особенно любили припомнить принцу воровство народных денег советские революционные авторы.

После пышных своей таинственностью Язонов и Сезострисов, Гомеров и Эсхилов, коварная рука истории вплела в летопись Гагр и имя принца-лавочника Ольденбургского. Это он разбросал вдоль берега ленивые аллеи парка, построил гостиницы и дворцы, перенес из Швейцарии санаторий из папье-маше, наметил будущие курзалы и рестораны, игорные дома и уютные беседки для богатой и падкой на мелкие удовольствия своей аристократической знати.
Санаторием из папье-маше в очерке газеты "Заря востока", очевидно, названы корпуса гостиницы "Приморская", выстроенные в том же стиле и в то же время, что и "Гагрипш". Как делать поделки, обклеивая кусочками бумаги различные формы, знают многие. Поэтому упоминание о постройке здания из папье-маше кажется просто метафорой, намекающей на непрочность и временность конструкции. Не случайно первая гостиница на курорте долгие годы именовалась "Временной". Однако, материал, саркастически названный автором "папье-маше", имел в строительстве свое, вполне конкретное, название - дерево-бетон. Это смесь цемента с заполнителем из щепы, стружек и мелких сучьев, облицованная толстым картоном. Деревобетонные плиты изготавливались прямо на месте строительства.

Временная гостиница начата постройкой в апреле 1902 года и открыта 1 сентября того же года. Это чрезвычайно красивое здание в стиле moderne, трехэтажное, выстроенное из дерево-бетона.

Здания гостиницы и ресторана, в полном соответствии с альпийским стилем, опоясывали широкие открытые террасы из хвойных пород дерева. Также деревянные элементы каркаса и облицовки оставались открытыми, формируя узнаваемый облик шале. Возможно, всё это давало повод многим считать постройки полностью деревянными.


Одновременно, путаница могла возникнуть также из-за того, что временной гостиницей сначала называли номера на верхних этажах здания "Народной" столовой, выстроенной ещё раньше "Гагрипша".

Недавно, именно 23 января, Его Высочество принц А. П. Ольденбургский вторично отправился из Петербурга в Гагры для личных распоряжений на месте...
По полученным новейшим известиям, все начатые осенью работы теперь уже значительно подвинулись вперед. Здания для рабочих окончены точно так же, как и столовая, по образцу дешевых столовых Санкт-Петербургского общества трезвости... Кроме того, заканчивается уже постройка временного деревянного здания довольно обширной гостиницы.

В любом случае, путешественники, побывавшие внутри "Гагрипша" или снявшие номера в гостинице, имели возможность более точно определить из чего сделаны стены.

Гостиница почти готова. Она снабжена всеми удобствами. При нас устанавливали ванны, причем их должно быть в гостинице несколько десятков. Комнаты в гостинице высокие и светлые, простенки между ними бетонные. Гостиница выстроена на высоком фундаменте с удобопроветриваемым подпольем.
Большая, иначе «Временная» гостиница – двухэтажное здание в стиле шале, с просторными номерами, красиво отделанными сосной.
К слову, хотя гостиница и считалась роскошной, а её простенки были бетонными, самым большим неудобством в номерах оставалось полное отсутствие звукоизоляции (по свидетельствам постояльцев, тем же страдали и номера "Приморской" гостиницы, и даже комнаты во дворце самого принца Ольденбургского, как известно, ставшего в советское время санаторием).

Простенки так тонки, что слышишь невольно не только разговор соседей, но даже то, что соседу снится.
Всего в гостинице было оборудовано 69 номеров. Чтобы войти с центрального входа посетитель должен был подняться по каменной двухсторонней лестнице. На сегодняшний день от всего здания остался только этот его элемент.








Но, если бы вы оказались на вершине этой лестницы сто, или хотя бы тридцать, лет назад, то, сделав несколько шагов, попали бы в вестибюль первого этажа, прихотливо декорированный тропической растительностью.

Направо и налево от входа идут коридоры, по обеим сторонам которых номера. В конце левого коридора парикмахерская. Из вестибюля ведет лестница во второй этаж. Во втором этаже, прямо против входа, библиотека и читальня. Направо по коридору фотографический кабинет для фотографов-любителей, дамский салон и лестница в помещение почтово-телеграфной конторы с приемом международной корреспонденции.

Читальня выходит балконом на море, богато и со вкусом меблирована. Мягкая мебель, книжные шкафы, письменный и газетный столы – все выписано из Вены, от фабрики Hermann. В читальне получается 30 изданий: 16 газет (11 русских, 1 английская, 1 французская, 3 немецких) и 14 журналов (8 русских, 2 английских, 2 французских и 2 немецких). Библиотека разделяется на три отдела: русский (372 тома), французский (498 томов) и немецкий (43 тома).

Дамский салон изящно отделан в том же стиле modern, прекрасно меблирован. Здесь хорошее пианино киевской фабрики А. Строболь и пианола. Игра на пианино в дамской комнате разрешается до 12 часов ночи. Салон выходит на балкон, обращенный к морю.

Большинство номеров имеют отдельные небольшие балконы, что в таком теплом климате является просто необходимостью. Номера в первом и втором этажах, обращены к морю, имеют ванные и уборные комнаты. Во всех номерах обстановка от Hermann, на которую не жалели средств. Нельзя не сознаться, что так комфортабельно обставленных гостиниц немного в России. Администрация сделала все, чтобы доставить посетителям всевозможные удобства. В каждом, даже самом дешевом, номере установлен телефонный аппарат Ideal, посредством которого можно переговариваться и который, в тоже время, служит будильником.

Отопление гостиницы паровое, освещение электрическое. В конторе гостиницы продаются билеты на страхование багажа на всевозможные суммы и на срок от одного дня до двенадцати месяцев.

О свободных помещениях в гостинице желательно справляться заблаговременно, а больным советуют списаться с врачём станции через Управление, так как во избежание заражения местности больные с ясно выраженными туберкулезом не принимаются.

Внутренний вид одного из номеров гостиницы.
Кадр из фильма "Зимний вечер в Гаграх".

Отдельно нужно сказать о противопожарной оснащенности гостиницы. Здание было снабжено образцовыми противопожарными средствами, имело массу запасных выходов на случай пожара. Помещения были оборудованы пожарным трубопроводом, по которому, в случае пожара, должна была накачиваться вода под давлением. Для предупреждения о пожарной опасности предусматривалась подача сигнала по телефонному аппарату, которыми был оборудован каждый номер.

 

neperech

единомышленник
о.. я знала, что интересное уже бродит рядом), я предчувствовала, я ждала.. Юсин папа! Гагрипш! Интереснейше!

это только буря радости), теперь пошла читать..
 

Юсин папа

родственник
Как уже было сказано, из "Временной" гостиницы к главному входу в ресторан вел десятиметровый переход с лестницей: крытая стеклянная галлерея являлась продолжением коридора первого этажа. Этот переход по настоящий день находится на своем прежнем месте. Та его часть, что примыкает к ресторану, отремонтирована и используется под склад; противоположный конец со стороны бывшей гостиницы разрушен.












На втором этаже коридор также продолжался переходом, но открытым, который выводил на широкие внутренние балконы ресторана. Эти хоры на высоте пяти метров идут по бокам огромного двухсветного зала. С них устроены входы в отдельные комнаты, а на торцах спускаются две лестницы к обеденному залу на первый этаж.

Лестницы, ведущие на балконы, отделяют от ресторана треть помещения; в этой части, выходящей на море, устроена гостиная; в ней изящная плетеная и мягкая мебель, пианино, эолиан; выход из гостиной на наружный широкий балкон.

Прямо против входа бильярдная, из которой выход на другую, противоположную главному входу, сторону ресторана. Здесь разбита площадка с беседками из вьющихся растений; эта площадка также служит и столовой. К ресторану примыкает трехэтажный флигель, во втором и третьем этажах которого расположены квартиры для ресторанной прислуги, а в нижнем этаже – машины для выделывания искусственного льда и холодильная камера для провизии.

Кухня ресторана помещается в нижнем этаже, но это, так сказать, кухня черная, где разбираются, чистятся и моются припасы и производится вообще подготовительная кухонная работа; чистая же кухня устроена в самой зале и отделяется от последней зеркальными, во всю стену, окнами. Образцовый порядок, богатство сервировки и чистота приятно поражают взор.

Ресторан открыт ежедневно с 7 часов утра до 12 часов ночи. Завтрак отпускается от 11 до 2 часов дня и стоит 75 копеек с персоны; обед – с 5 до 8 часов вечера по 1 руб. 50 коп.; в остальное время по карточке. Желающие столоваться у себя в номерах доплачивают по 25 копеек с прибора. Пансион, отдельно от платы за номера, в 60, 75 и 125 руб. с персоны в месяц.



Среди прочих конторских помещений, имевшихся в "Гагрипше", один из залов в верхнем этаже ресторана, на противоположной от входа стороне, занимал горный клуб. Это было отделение старейшей в России туристской организации - "Крымского горного клуба" (позже стал называться "Крымско-Кавказским горным клубом"). Об открытии подобного общества в Гаграх, еще за несколько лет до постройки Климатической станции, мечтал С.И. Иловайский - Товарищ Председателя КГК и один из наиболее известных руководителей экскурсионных групп. Разрешение на открытие клуба от А.П. Ольденбургского было получено им во время трехдневного пребывания в Гаграх в апреле 1903 г. Клуб совместно с администрацией гостиницы занимался организаций пеших, вьючных и автомобильных экскурсий по Гагре и окресностям.

Все дороги обозначены на деревьях, скалах и проч. условными знаками, список которых можно получить в конторе Временной гостиницы.

Нужно сказать, что и сегодня убранство зала в "Гагрипше" впечатляет изысканностью и своеобразием. А что уж говорить про былые времена, когда, к примеру, даже в комфортабельных гостиницах было принято иметь одну уборную на этаже! Внешний вид и обстановка такого ресторана преподносилась в журналах и рекламных буклетах тех лет, как "удивительная" и "роскошная".

Это здание производит очень симпатичное впечатление своей прихотливой и оригинальной архитектурой; по удобствам, которыми щеголяет гагринский ресторан, он не имеет конкурентов. Главное и неоценимое его достоинство заключается в том, что в нем отсутствует тот трактирный характер, который присущ даже первоклассным столичным ресторанам.
Однако, как и сегодня, в былые времена традиционно спорили о вкусах и предпочтениях. Ужин в "Гагрипше" у разных людей вызывал совершенно противоположные отклики.

Скучно жить в Гагра и вдобавок голодно. Казенный ресторан приготовляет пищу суконного свойства. Прислуги в ресторане не хватает. Пока подадут — не дождешься. А цены, как на французской Ривьере, в Монако или Ницце. Такие ресторанные порядки были, должно быть, в Харбине во врем войны. Если на то пошло, то лучше обедать в нapoдной столовой. Салфетки не дадут — зато хоть перцу навалят больше, чем нужно, фасоли, помидоров, бараньего жира.
***​

С самого начала "Гагрипш" был задуман не только, как первокласный ресторан, но и как центральное место проведения всех торжеств на курорте. Начиная с открытия Климатической станции Александр Петрович Ольденбургский регулярно организовывал праздничные мероприятия по различным случаям, будь то Пасха, Рождество или прибытие в Гагры членов царской семьи.

На рождественские праздники 1909 г. я опять отправился в Гагры. На торжественной ёлке, обычно устраиваемой за счёт принца в главной гостинице, я опять имел встречу и разговор с ним, и он опять спрашивал меня о цементе и о ходе работ по постройке дачи. На ёлку приглашались все гагринские дети без всяких исключений и ограничений: дети служащих, рабочих, прислуги, торговок и т.д. На ёлке 1909 г. их было около 400, и все получили подарки.
Кроме того, по замыслу принца, "Гагрипш" должен был стать местным храмом искусства. Помещение ресторана и сцена были приспособлены для того, чтобы быстро переоборудоваться в полноценный театрально-концертный зал на 350 зрителей. На время концертов и спектаклей нижний этаж превращался в партер: устанавливалось 12 рядов кресел и стульев, по 16 в каждом. Кроме того, на открытом балконе помещалось около 200 человек. Билет стоил от 6 до 8 рублей, а на балкон от 25 до 50 копеек.

В противоположной от гостиной части устроена большая сцена; прекрасно исполненные декорации выписаны из Петербурга, от декоратора при Народном доме Воробьева. Образцовое устройство электрического освещения, прекрасные приспособления для сценических эффектов (гром, ветер), просторные и удобные уборные для артистов ставят гагринскую сцену в разряд больших сцен. На сцене ставятся спектакли местными любителями, в которых принимает участие и посетители. Профессиональные артисты заезжают редко, не надеясь на удачные сборы, хотя был пример одной провинциальной труппы в течение трех месяцев, и, сколько можно судить, дела ее все время шли не дурно.

Традиционно, во время обедов и ужинов в ресторане играл симфонический оркестр. Для курортной публики устраивались популярные развлечения: игрались спектакли, концерты, организовывались танцевальные вечера, кинематографические представления, неоднократно показывались цирковые аттракционы и классическая борьба.

С ростом популярности курорта, довоенный пик которой пришелся на 1911 - 1914 годы, "Гагрипш" стал принимать на своей сцене и столичных знаменитостей: мастеров оперы, балета, артистов ведущих театров. Для сцены в 1912 г. были написаны новые декорации.

В 1913 году местная интеллигенция организовала любительский драматический коллектив. Его дебютом стала пьеса знаменитого грузинского поэта Ильи Чавчавадзе «Помещик и крепостной». В декабре 1913 года состоялся концерт с участием артистов русской оперы: Н. Д. Славина, А. В. Шуриновой, Т. Н. Руслановой, Д. И. Месревина, Н. К. Некига, В. И. Гватуа и С. А. Маньинского. В 1914 году давали спектакли оперные артисты Петербургского народного дома, была поставлена опера "Евгений Онегин". Летом 1914 года труппа петербургских актеров поставила пьесу "Три сестры". Тем же летом собирался дать концерт и Шаляпин, но начавшаяся война помешала ему приехать.

В последующие смутные годы гражданской войны, и в тяжелые годы восстановления от разрухи на гагрипшской сцене не прекращалась культурная жизнь.

Несмотря на бурные события в мире, на частые смены властей в Гаграх, на тревожный общий дух времени, жизнь шла своим чередом. Потребность в духовной жизни всегда живёт в человеке. В Гаграх устраивались «самодеятельные» (как теперь выражаются) спектакли, концерты, балетные выступления. С шести лет я уже выступала на самой большой сцене в Гаграх – в ресторане "Гагрипш". Первое моё выступление – чтение стихотворения Некрасова «Мужичок-с-ноготок». Кто ещё выступал – не помню. Лет семи я танцевала «партию» Снежинки в балете.
В 1922 году был вновь организован самодеятельный драматический кружок из представителей абхазской революционной молодежи, который поставил пьесу основателя абхазской драматургии С. Я. Чанба "Махаджиры".

В Гагра в пользу Грузпомгола была поставлена в первый раз пьеса наркома просвещения Абхазии т. Чанба на абхазском языке — «Махаджиры». Пьеса прошла с громадным успехом.
Всё же, то обстоятельство, что театральная сцена располагалась в таком легкомысленном месте, как курортный ресторан, всегда привносило в ее существование дух некоторой неформальности. Известный советский режиссер Геннадий Полока вспоминал о своем студенческом отдыхе в Абхазии.

Зайцами лазали в ресторан "Гагрипшу". Там выступало одесское варьете. За вход нужно было платить. Делать это нам категорически не хотелось. Но пролезть в ресторан, чтобы бесплатно занять столик, можно было только через сцену. Представляете себе картину: сцена, девочки, выстроенные по линейке, в соответствующих костюмах. И люди с огромными пляжными сумками во время танца пробираются между ними. Со стороны это выглядело органично. Будто так и было задумано. Типа такой вот номер...

В 30-е годы ресторан часто закрывали на спецоблуживание. Приезжающие на отдых различные партийные начальники во главе с самим вождем очень полюбили неформальные абхазские застолья. Их организовывал гостеприимный и смекалистый хозяин Нестор Лакоба. Правда, теперь о подробностях таких мероприятий чаще всего приходится судить или по художественным произведениям (об истории необычного выступления Абхазского ансамбля песни и пляски рассказано в новелле Фазиля Искандера "Пиры валтасара", которая, впрочем, вряд ли имеет реальную подоплеку), или по материалам рассекреченных дел судебных процессов, - ведь это были времена, о которых не многие решались писать мемуары.

Председателем Совнаркома Абхазии был некто Лакоба, у него имелась прекрасная дача. Мать его, типичная абхазка, говорила: «Мой сын – абхазский царь!» К этому «царю» во время нашего пребывания приехали в гости члены правительства Украины. Вся компания сильно «веселилась» в ресторане «Гагрипш», и как-то, говорят, подвыпивший абхазец так разошёлся, что стал гоняться за собутыльниками с кинжалом. Была вызвана гагринская милиция. Шум нам был хорошо слышен, и наряд милиции из четырёх человек (кажется, больше в Гаграх и не было) спешным маршем прошёл мимо наших окон в ресторан. Буянов уняли и на машинах развезли по домам.

На другой день утром следы попойки ещё оставались: стол был залит вином и везде валялись окурки. Я позвал «услужающего» и говорю:
– Что это за безобразие?!
– Какое безобразие, – искренне удивился тот, – просто господа гуляли.





В советское время, гостиница носила то же название, что и ресторан - "Гагрипш". Номера в ней, в отличие от Дома отдыха им. Сталина и пансионата "Жоэквара", где отдыхали трудящиеся, получала в основном непростая публика. А.Н. Пирожкова, жена Бабеля, вспоминала, что они с мужем, приехав в Гагры в 1933 году, заселились в знаменитый отель, но в разные комнаты. В те дни как раз шли съемки фильма "Весёлые ребята", съемочная группа жила в "Гагрипше", и свободных номеров не было. Позже, в начале войны, Пирожкова, как инженер, была командирована на строительство железнодорожных туннелей, и ей вновь довелось жить в той же гостинице.

Трудно представить себе Гагры с роскошной растительностью, в цвету, совершенно безлюдными... Иногда приходилось ночевать в Гаграх в пустой гостинице "Гагрипш". Пробиралась в номер со свечкой в полнейшей темноте. Заснуть было невозможно, мешали воспоминания о моем приезде в Гагры с Бабелем в 1933 году.
После войны популярность отеля быстро восстановилась. И, порой, чтобы заселиться в номер, нужно было либо числиться в богемных кругах, либо обладать определенными способностями, чтобы договориться с кем надо и доплатить.

Конец 50-х годов... Я в очередной раз приехал отдыхать в любимую Гагру. Я устроился в знаменитой гостинице "Гагрипш", построенной близким родственником Николая II — принцем Ольденбургским в конце XIX столетия. Попасть туда можно только чудом. Хочу рассказать, как мне это удалось — очень поучительная история, раскрывающая теневую, но весьма важную сторону быта в СССР. Итак, не видя никаких шансов получить пристанище в Гагре, я надумал попытать счастье там, где это более всего сулит успех. Я медленно поднимался по изумительному откосу в тропической зелени, ведущему к главному входу в "Гагрипш", и обратил внимание на сидящего на витой каменной изгороди, недалеко от входа, старца с орлиным носом. Он живым, пронизывающим взглядом осматривал прохожих. Я подошел, о чем-то спросил, узнал, что он грек по национальности. После нескольких минут беседы на ломаном русском языке я завоевал его симпатии. Я прочитал ему на греческом запомнившиеся мне из гимназии, начальные строки "Отче наш". Он мне рассказал, что нужно без очереди "прорваться" к директору Б-ли, держа руку у выреза рубашки так, чтобы видны были лишь два нервных пальца, настойчиво просить комнату, и "тебе будит панималь". Это был пароль на "деловой" разговор.

Я прошел, признаться, довольно нахально мимо длинной очереди у дверей кабинета директора "Гагрипша". О, кто из четверти миллиарда жителей страны социализма не позволил себе хотя бы один раз такое нарушение в вечной битве за существование! Очутившись лицом к лицу со всемогущим Б-ли, я принял позу, подсказанную мне орлиноносым эллином. Уста и сердце Б-ли открылись тут же! Он мне прямо сказал, что старый грек во дворе — его агент, что комната будет мною получена, только за большее количество червонцев (десятирублевок), чем выставленные мною два пальца. Я, конечно, дал ему договоренные червонцы. Обе стороны оказались в выигрыше, а в будущем еще кое-кто из моих друзей не без успеха пользовался игрой пальцев, нервно перебирающих одну из пуговиц одежды...

Вот так я, оказавшись постояльцем "Гагрипша", был вскоре принят в небезынтересном обществе советской артистической и технологической аристократии. Я жил в отдельной комнате — на уровне остальных членов компании, лишь тратя меньше их, ибо мне ли было тягаться с ними по ресурсам? В качестве патрона и кумира был там оперный певец с мировым именем Павел Лисициан с красивой женой Дагмарой и двумя дочерями. Были еще главный инженер крупнейшего московского завода с "военным уклоном", привлекательная дама, врач из Свердловска В-я, золовка инженера К-ва, прима-балерун Тбилисской оперы Вахтанг Чабукиани со своим "возлюбленным", не то Шурой, не то Сашей. Позже примкнули к нам национальный художник Армении, репатриант из США, кажется, Сарьян и несколько других "тузов" из разных городов...
 

Юсин папа

родственник
Если сравнивать старые фото "Гагрипша" с современными, то можно заметить несколько существенных отличий. Сегодня, знакомый многим, открыточный образ ресторана трудно представить без каскадной лестницы в обрамлении высоких слоновых пальм. Но эта лестница была устроена только в середине тридцатых годов (судя по датам на снимках выше - между 1935 и 1938 г.г.), а изначально вверх от шоссе шли только два пролета.




Вместо теперешней широкой лестницы, ведущей прямиком к фронтальному входу в ресторан, изначально по пологому склону разбегались дугообразные дорожки с каменными ступеньками, одна из которых приводила ко входу, который располагался со стороны гостиницы.








Склон от шоссе до подъездной площадки занимал молодой сад с цветниками и экзотической растительностью: агавами, араукариями, цикасами, апельсиновыми деревьями и другими представителями тропической флоры.




















На противоположных концах сада располагались два декоративных сооружения: железобетонный навес в форме зонта, оставшийся от сельскохозяйственной выставки 1903 года - с восточной стороны и каменный аквариум - с западной. Обе эти постройки сохранились до сих пор.










Аквариум огибала широкая петля сквозной подъездной дороги, поднимающейся от шоссе к площадке перед гостиницей. В настоящее время эта дорога заканчивается тупиком в густых зарослях, не доходя до площадки метров двадцати. Зато такой же виток с другой стороны, в районе железобетонного зонта, по-прежнему служит для подъезда транспорта к ресторану.


Подъездная дорога и площадка перед гостиницей в разные годы




Фото с сайта РИА Новости, 1969 г. Автор А. Лобов


Ответвление от шоссе левой петли подъездной дороги
 

Юсин папа

родственник
На старых снимках позади основного помещения ресторана можно видеть некую конструкцию, которую венчали две деревянные беседки с перголами. На одном из фото беседки украшены буквами А.О. и Е.М. Вероятнее всего это означает "Александр Ольденбургский и Евгения Максимилиановна" и фото сделано в 1908 году, в год их рубиновой свадьбы.




В 40-х и 50-х годах надстройка с беседками встречается уже в усеченном состоянии - только с одной перголой.


Фото с сайта pastvu.com 1940 г.


Фото 1946 г.


Фото 1947 г.


Фото 1951 г.


Такое фото с наиболее поздней датировкой из числа виденных мною - это открытка, выпущенная в 1957 году. Однако, сам cнимок был выполнен раньше, потому что на другом фото, сделанном в 1956 году, второй беседки уже нет. Её демонтаж, как, видимо, и самой надстройки, произошел в период между 1953 и 1956 г.г.


Сейчас на этом месте, позади ресторана, устроен искусственный водопад с подсветкой. Но граница бывшей стыковки на фасаде вполне различима.








Есть один редкий вид, где в кадр вошли и, уже построенная, новая лестница, и обе, ещё сохранившиеся, беседки над крышей ресторана. Снимок выполнен между 1935 и 1940 г.г.


Про трёхэтажный флигель, расположенный справа от ресторана, уже упоминалось. На двух верхних этажах там располагались комнаты для прислуги, а внизу - черновая кухня и холодильник. По некоторым сведениям, требующим уточнения, эта пристройка также была известна как отдельная гостиница на несколько номеров, которую называли "Запасная" (возможно, это название носила как раз исчезнувшая надстройка позади ресторана). За прошедшие десятилетия этот флигель так же подвергся переделке: сейчас от трёх этажей остались только рабочие помещения первого этажа.


Бывшая же "Временная" гостиница и вовсе не сохранилась. Ещё будучи в рабочем состоянии, здание регулярно получало повреждения после сильных ливней. Возможно, в конце концов, это и сыграло решающую роль в его закрытии.

Нас, школьников, посылали на уборку гостиницы и прилегающей к ней территории после сильного ливня. Тогда вода с камнями зашла в номера и здорово нашкодила. Помню, мы оттуда вытаскивали камни и не маленькие. С Комсомольской улицы всегда к этой гостинице после ливней реки текли.
Я помню, что был очень сильный ливень, моя мама как раз в ту ночь работала и рассказывала, как страшно было, когда потоки дождя вперемежку с камнями хлынули на гостиницу. Тогда некоторые номера сильно пострадали, их закрыли, но гостиница "выстояла". Но это летом было. Если нас и посылали на расчистку камней, то это должно было быть в другой раз - этого я не помню. В тот раз, о котором я говорю, Жоэквара тоже очень сильно поднялась, мы собирались уходить на гору, но все обошлось.
Гостиница просуществовала до середины 80-х годов. Последние лет десять здание не использовалось в его первоначальном предназначении, потому что в Новой Гагре открылась большая гостиница "Абхазия". Старые, уже порядком обветшалые помещения, были закрыты для общего пользования, но на протяжении нескольких лет некоторые комнаты ещё предоставлялись для проживания членов семей сотрудников милиции и пожарной охраны. По воспоминаниям режиссера Карена Шахназарова, к 1985 году, когда проходили съемки фильма "Зимний вечер в Гаграх", часть из которых проводилось в "Гагрипше", здание уже полностью было расселено для проведения реставрации.


Позже вся задняя часть была разобрана, нетронутым оставался лишь исторический фасад. В таком состоянии бывшая гостиница встретила грузино-абхазскую войну. Потом исчез и фасад - дрова и строительный материал в те годы пользовались повышенным спросом...


Элемент черепичного покрытия


Место, где стояла гостиница


Лестница, ведущая на верхнюю дорогу с левого торца бывшего здания гостиницы


Лестница, вид снизу вверх


Верхняя дорога.
Справа, на переднем плане - лестница, спускающаяся к первому этажу гостиницы.
На дальнем плане - торцевое крыло третьего этажа гостиницы, где располагалась почтово-телеграфная контора

Несмотря на широкую популярность ресторана "Гагрипш" и бывшей гостиницы "Гагрипш", мне, к сожалению, нигде не попадалось сколько-нибудь целостного рассказа об их истории существования. Сведения, изложенные здесь - это, конечно, также лишь малая часть их "биографии". Воспринимать данную главу я предлагаю не в качестве стройного рассказа, а только как сборник фактического материала, известного мне, и рассуждений по этому поводу. Это попытка выйти за рамки стандартного набора известных штампов, просто завести разговор на тему, о которой можно спорить, дополнять её или просто предаваться воспоминаниям. Уверен, что каждого, кто осилил этот длинный текст до конца, мотивировала к этому некая личная история, связанная с "Гагрипшем". Поэтому буду признателен, если найдутся такие читатели, чей интерес к сегодняшнему разговору сподвигнет их поделиться своими свидетельствами и рассуждениями на тему прошлого двух "Гагрипшей", двух гагрских легенд - живой и исчезнувшей.


Полную версия и список источников, как обычно, можно посмотреть в ЖЖ.
 

Юсин папа

родственник
neperech,
Анира,
Ryzh_ela,
lordaeron1, всем, кто читает спасибо.

Тем, кто внимательно читал, да еще и дочитал, спасибо вдвойне. :)
 

neperech

единомышленник
Юсин папа.. тебе спасибо низкопоклонное!
Такой огромный труд. Столько невиданных фотографий.

читаю, разглядываю, но слезы((.. подумать только, что мы наделали - поh*rить ТАКОЕ!
невиданный масштаб строительства. и какого! стильная утонченная архитектурная эстетика, грамотно со вкусом подобрана под ландшафт. ох, как жалко, что я не родилась в конце позапрошлого века, так хочется увидеть это.. и видеть, видеть..
эх..

к дополнению искала /но пока без результата/ свои фотки изнутри Гагрипша - лазили там прошлым летом..
ну и вспомнилось - Маяковский также выступал в зале Гагрипша.
и фильм про Принца Флоризеля я люблю за обед в нем)
 
Последнее редактирование:

Снус Мумрик

апгрейд обезьяны
Тем, кто внимательно читал, да еще и дочитал,
это я :stesn:

это надо читать не торопясь, вдумчиво, подолгу зависая над картинками...

Сергей, спасибо огромное за ваши исторические изыскания!
и за творческий подход в подаче материала
читается как хороший детектив :wink:
 

Юсин папа

родственник
Ещё раз спасибо всем внимательным и вдумчивым читателям.

Мне из этих старых фото больше всего показались интересными два: то, что с буковками над рестораном и картинка с верхней дороги.

Это, второе, фото давно лежало у меня в "неопознанном". Его я пристегнул к теме в последний момент, когда текст был готов. Поначалу мне показалось, что на заднем плане как раз не сохранившаяся надстройка за рестораном. Пересмотрев все фото с разных ракурсов, понял, что это не она. И уже, было, расстроился, но потом обратил внимание на план 3-го этажа гостиницы (см. в ЖЖ), на его загиб с левого торца. Два первых этажа прямые, т.к. здание стоит на склоне, а третий этаж продолжается загибом и по уровню как раз приходится на верхнюю дорогу. И самое интересное, что там как раз располагалась контора того самого телеграфа, линия которого проходила через Гагры и о котором я писал ранее. С этого края видов гостиницы почти нет и, честно говоря, я на 100% так и остался не уверен, гостиница ли на этом фото.

А вот кто-то приметил ещё интересную деталь на одном старом снимке? Она не связана непосредственно с "Гагрипшем", но на фото видна.
 

ostar

Королевишна форума
Сообщение от Юсин папа
Тем, кто внимательно читал, да еще и дочитал,
это я
И я тоже!!
Потрясающе интересно! Огромной спасибо за познавательный рассказ и уникальные фотографии.
Захотелось полазить вокруг Гагрипша...
 

neperech

единомышленник
А вот кто-то приметил ещё интересную деталь на одном старом снимке? Она не связана непосредственно с "Гагрипшем", но на фото видна.
вот задачку задал..)

я приметила другую интересную "деталь" - большущую собаку, которая согнала с лавочки почтенную даму с флюсом))
 

Юсин папа

родственник
я приметила другую интересную "деталь" - большущую собаку, которая согнала с лавочки почтенную даму с флюсом))
Полная подпись к фото:

Гагры, 18 декабря 1910. Подле скамейки апельсинное дерево со свисающими плодами и разнообразные пальмы. На скамейке верный пес Абрек, хорошо воспитанный. Хозяйка – скорее всего старшая сестра прадеда, Мария Константиновна.
Так что наверняка дама с собачкой вполне себе ладили.

 
Сверху