Рица – Псху – ГКХ: тропы Великой Отечественной

PTG

участник
#1
Лет 7-8 назад я некоторое время увлекался темой обороны перевалов ГКХ, участием частей горнострелковых дивизий вермахта, послевоенной судьбой их офицеров. Очень увлекательное занятие! В одном из выпусков немецкой кинохроники был запечатлен бой на фоне пейзажа, который я вижу каждый день. Вскоре мы с коллегой нашли двор, откуда велась съемка и даже жив еще был дед, который тогда все это видел своими глазами. Ощущение было как в машине времени. Через год я сделал поход по эльбрусским местам боев известной дивизии… и поостыл. Хотя в прошлое жаркое лето опять вытаяли немецкие трупы возле одного из ледников, и ажиотаж был немалый.

Но в данной теме (и на данном форуме) речь идет о другом участке фронта – том, где немцы смогли продвинуться максимально близко к Гагре и Сухуму. В 1991 году я проходил пер.Адзапш – там есть памятник, а недалеко от него мой старший сын даже нашел несколько ржавых гильз. Мне представляется, что и сейчас в тех краях можно много чего военного найти – было бы желание. А может и старцев, помнящих то время…

Для вдохновения предполагаемых разработчиков маршрута предлагаю текст из известных мемуаров Вильгельма Тике, написанных в 1970г. Топонимика – как ее слышал автор и как ее перевели советские переводчики в 2005 году, видимо не часто бывавшие в тех краях.
 

PTG

участник
#2
Двадцать третьего августа 2-й батальон 13-го полка без боя занял труднодоступный перевал Адзапш, находящийся на высоте 2579 метров. Третий батальон 91-го полка немногим позже захватил обороняемый перевал Санчаро (2592). Второй батальон 13-го полка преследовал небольшие группы противника по долине Псеху и при этом перешел Главный хребет. Двадцать пятого августа 3-й батальон 91-го полка взял 2726-метровый перевал Алистраху и повернул главные силы на запад, на маршрут 2-го батальона 13-го полка. Оба батальона устремились к долине реки Бсыбь.

В 14.00 26 августа 2-й батальон 13-го полка преодолел незначительное сопротивление противника в северной части небольшого, но растянутого вдоль ущелья горного селения Пшу, которому горные егеря Штеттнера дали название «Глухомань у ручья». Перед впадением ручья в Бсыбь крупные силы противника задержали дальнейшее продвижение 2-го батальона 13-го полка. Подошел 3-й батальон 91-го полка, но, учитывая неизвестные силы противника, еще не разведанную местность и растянутые фланги, пришлось приостановить дальнейшее наступление. Боевая группа заняла оборону с трех сторон, чтобы обеспечить доставку боеприпасов и продовольствия. Постоянно поступали сообщения от разведывательных дозоров, действовавших далеко впереди и на флангах. Допросы пленных подтверждали сообщения, что перед боевой группой Штеттнера находится только прикрытие, стремящееся выиграть время для обеспечения строительства советской оборонительной линии в южных отрогах гор. После тщательного взвешивания всех факторов полковник фон Штеттнер принял решение немедленно атаковать южные перевалы.

Утром 27 августа противник перед боевой группой фон Штеттнера отошел. Сразу же 2-й батальон 13-го полка устремился по долине Бсыбь на восток, чтобы захватить мост в 8 километрах от «Глухомани у ручья», который был важной переправой для дальнейшего движения к южным перевалам. Здесь 2-й батальон 13-го полка снова наткнулся на крупные силы противника и был остановлен. Тем временем 3-й батальон 91-го полка прошел следом за 2-м 4 километра, но день подошел к концу. Двадцать седьмого августа обстановка перед передовыми подразделениями 2-го батальона 13-го полка оставалась прежней.

К утру 28 августа горные саперы во время привала 3-го батальона 91-го полка построили 22-метровый переход через Бсыбь. Батальон перешел на другой берег реки. Пока главные силы батальона наступали на перевал с отметкой 1600, 13-я рота 91-го полка пробилась вниз по южному берегу реки Бсыбь и создала плацдарм для 2-го батальона 13-го полка. Важная переправа на пути к перевалу Ачавчар оказалась в немецких руках, но вскоре выяснилось, что перевал высотой 1389 метров обороняют крупные силы противника, а дальнейшее продвижение через горы мимо перевала представляет большие трудности. Полковник Штеттнер приказал 2-му батальону 13-го полка (с 13-й ротой 91-го) перейти к обороне плацдарма и не дать противнику продвинуться вниз по реке.

В это время 3-й батальон 91-го полка со всеми вьючными животными шел по тропе. После полуторачасового безостановочного марша дорога к перевалу с отметкой 1600 повернула к югу и стала значительно хуже. Густое мелколесье, заросли дикого лавра, кустарники рододендрона, поваленные старые деревья и стремительные ручьи преграждали дорогу с самого начала марша. Затем крутой подъем по серпантину, по нагромождениям камней, через напоминающие камин проходы потребовал от людей и животных затраты последних сил. Все чаще стала возникать необходимость развьючивать животных и предоставлять им время для отдыха.
 

PTG

участник
#3
В 9.30 передовое охранение повстречало кавказского пастуха. Он сказал, что в это же время около 500 русских солдат поднимаются на перевал 1600. Теперь время пошло на минуты: кто первый поднимется на перевал — тот и выиграет!

Командир 3-го батальона 91-го полка майор Гротер, как раз находившийся с передовым охранением, сразу же направил на перевал передовой взвод из тридцати горных стрелков 12-й роты. Они пошли налегке. Чтобы сократить дорогу, на 400-метровую высоту поднялись по веревкам. Но там оказалось, что настоящий участок перевала находится южнее. И они пошли дальше на юг! Наконец, тропинка затерялась в густом лесу среди многочисленных серпантинов. Дальше по обе стороны были обрывы в глубокие ущелья. Здесь будет опорный пункт!

В 10.00 передовой взвод вышел на это место и быстро занял оборону. В 10.05 взвод открыл огонь по первым показавшимся советским солдатам, которые совершенно не ожидали, что их обстреляют с такого близкого расстояния. Но так быстро сдаваться они не думали. Следовавшие за ними подразделения попробовали обойти позицию передового взвода и выйти на дорогу через перевал позади немцев. Но тут уже подошли остальные взводы 12-й роты 91-го полка и пресекли эту попытку. В 11.00 12-я рота 91-го горнострелкового полка выиграла состязание за перевал 1600.

Прошло еще четыре часа, прежде чем подошли главные силы 3-го батальона 91-го полка. Один из мулов застрял в узкой расселине и перегородил дальнейшую дорогу на подъем. Остальных мулов пришлось разгружать, затаскивать грузы на высоту 90 метров, и только после этого стало возможным навьючить их снова на животных. Вечером в обе стороны от перевала было выслано охранение и укреплена оборона на самом перевале. До 30 августа боевая группа Штеттнера закреплялась на захваченных позициях. Советские подразделения то и дело атаковали, но кризис был уже позади. Немцы приостановили подготовку к захвату более доступного перевала Ачавчар, находящегося в 8 километрах по прямой к востоку от перевала с отметкой 1600.
 

PTG

участник
#4
Чтобы читатель понял, о каких силах, вооружении и снаряжении идет речь, ниже приводится боевой и численный состав боевой группы Штеттнера….. (порядка 1150 чел. и 80 вьючных животных – прим. PTG).

…..большая часть личного состава и все вьючные животные были заняты переноской вооружения, боеприпасов и продовольствия, так как в отличие от равнинной местности их доставка полностью ложилась на плечи людей и спины мулов. Особенно больших затрат физического труда при этом требовала горная артиллерия. Горные орудия разбирались и делились на многие места груза и навьючивались на мулов. Переметные грузы (по бокам животного) были удобнее для перевозки на животных, чем надседельные, так как последние раскачивались при каждом шаге. Таким же образом необходимо было переносить и перевозить боеприпасы, средства связи и все остальное.

А теперь о тыловом обеспечении. Проследим, как осуществлялось снабжение боевой группы Штеттнера по пути, протяженность которого напрямую составляла 60 километров. Шестьдесят километров по воздушной линии в горах, где путь проходил по горным дорогам через горные ручьи, галечники, горные хребты, по горным тропам, шатким мостикам, как минимум удваивались. Часто пути снабжения были настолько плохи, что невозможно было использовать даже вьючных животных, и грузы приходилось меньшими частями переносить с помощью носильщиков. В качестве них чаще всего использовали пленных.

После первых трудностей снабжение боевой группы Штеттнера наладилось и проходило через шесть станций. С Губского Двора (станица Губская Мостовского р-на КК, возможно сам райцентр, ныне пос.Мостовской – прим. PTG) руководство снабжением осуществлял начальник тыла дивизии. За 15 километров к югу от Губского предметы снабжения по долине Большой Лабы доставлялись на грузовиках. Затем начинались трудности. Время доставки по последующему участку пути составляло более четырех суток. При этом надо было преодолевать перепад высот 1800 метров.

Проследим по этапам: с исходного пункта в Рошково (пос.Рожкао – прим. PTG) до опорного пункта S1 24 километра (ныне бывш. пос.Дамхурц – прим. PTG), проезд на гужевых повозках, арбах и гусеничных мотоциклах. На этом участке грузы приходилось перегружать, чтобы переправить их по мосту и по канатной дороге (есть фото канатки, прим. PTG) через ущелье.
От S1 до S2 на повозках, запряженных волами, преодолевалось еще 17 километров пути (впадение р.Санчара выше пос.Пхия – прим. PTG). Туда и обратно — 12 часов. Здесь также иногда применялись колонны гусеничных мотоциклов. От S2 до S3 13 километров (поляна 7-го поста – прим. PTG) могли преодолеть только вьючные животные. Туда и обратно — 12 часов.
От S3 через перевал Адзапш до S4 и далее до S5 («Глухомань у ручья» - с.Псху – прим. PTG) можно было использовать только колонны вьючных животных. Время, необходимое для преодоления участка пути в 25 километров, сильно зависело от погоды и физического состояния животных. Только на прохождение пятикилометрового участка через перевал требовалось, как правило, пять часов.
Затем в долине Бсыби грузы перегружались на вьючных животных батальонов, находившихся на южных перевалах.
 
Последнее редактирование:

Alter

старожил
#5
Для вдохновения предполагаемых разработчиков маршрута предлагаю текст из известных мемуаров Вильгельма Тике, написанных в 1970г. Топонимика – как ее слышал автор и как ее перевели советские переводчики в 2005 году, видимо не часто бывавшие в тех краях.
В 2005 году уже вроде российские переводчики были, а не советские.
Но всё равно, я согласен, по-видимому в горах бывавшие не часто...

Вообще чтобы качественно перевести подобный труд, мало быть просто хорошим дипломированным специалистом по немецкому языку, надо ещё разбираться в тонкостях германской военной терминологии, а также в географии и топонимике Кавказа.
Если насчёт военных терминов переводчики сего труда ещё более или менее были проконсультированы, то в отношении названий (в том числе и абхазских) и привязке к объектам "уплывали" неоднократно.
 

Alter

старожил
#6
После первых трудностей снабжение боевой группы Штеттнера наладилось и проходило через шесть станций. С Губского Двора (станица Губская Мостовского р-на КК, возможно сам райцентр, ныне пос.Мостовской – прим. PTG) руководство снабжением осуществлял начальник тыла дивизии. За 15 километров к югу от Губского ...
Комментарий к примечанию.

Что за объект "Губский Двор"?
Современная станица Губская в Краснодарском крае лишь только созвучна по названию, а исторически и географически полностью выпадает из общей канвы боевых действий частей 4-й горной дивизии, продвигавшихся по долине Большой Лабы к перевалам в Абхазию.

Немцы пользовались разными картами Кавказа, в том числе и так называемыми "царскими", составлявшимися ещё во времена Российской Империи.
Вот фрагмент одной из таких "царских" карт:



Не очень чётко получается из-за качества оригинала, но вполне можно различить надпись "Дн. Губской" (выделено красным овалом). Что само по себе это значит - не особо и важно, но при сопоставлении с другими объектами на карте становится ясно, что географически это район современного посёлка Курджиново в Карачаево-Черкессии, либо даже часть самого этого посёлка.

А вот посёлок Курджиново, или же тот объект на месте его в годы войны - как раз узловой пункт коммуникаций 4-й горной дивизии, именно до сюда доходила "нормальная" дорога, после чего военные грузы переправлялись дальше к Санчарской группе перевалов.
Впрочем, "нормальная" дорога и сейчас доходит тоже только до Курджиново, а дальше по Большой Лабе в сторону Абхазии путь мало чем отличается от существовавшего в 1942 году.

Учитывая издержки неоднократных переводов, интерпретировать "Дн. Губской" как "Губской (Губский) Двор" - дело плёвое. Это экивок даже не в сторону переводчиков творения Тике, скорее всего искажения возникли ещё в немецких военных документах.
Другое дело, что консультанты при переводе книги Тике по неким причинам не стали делать акцент на интерпретации объекта "Губский Двор" - дескать, читатели пусть сами разбираются, если кого-то это заинтересует.

С примечаниями по идентификации других пунктов "S", я с Вами, уважаемый PTG, вполне солидарен.

Что касается названия Einödsbach по отношению к Псху - то это по большей части из личных воспоминаний участников событий того времени.
Во всяком случае, в оригинальных непереводных военных немецких документах (журнал боевых действий, донесения разведывательного отдела штаба 4-й горной дивизии) за октябрь 1942 года - я там ни разу не встречал упоминания данного эпитета.
Подробней данный момент я уже освещал на этом форуме в теме "Абхазия. Поход "осенней сессии", 2015 год".
 
Последнее редактирование:

PTG

участник
#7
Я рад за хороший анализ и владение материалом глубже, чем в интернетах. У меня по войне на ГКХ тоже есть непубличные материалы, правда, только русские. Насчет Губского Двора==Курджиново.... заманчиво, но тогда не получается общий путь до Рожкао. А уж те километры (плюс пещеры) я исходил ногами конкретно :)

Эх.... когда же откроют границу.... Сейчас возле Адзапша погранцы очень насторожены - мои впечатления прошлого года. Но, думаю что со стороны Абхазии можно подобраться довольно близко. Там после перевала тропа шла по большому цирку с озером и водопадами. Красивое место.

Обелиск на пер.Адзапш, 1991г.:

 

Alter

старожил
#8
Насчет Губского Двора==Курджиново.... заманчиво, но тогда не получается общий путь до Рожкао.
Да вроде бы всё складывается.

Вот фрагмент немецкой обзорной картосхемы действий 49-го горного корпуса в августе 1942 года.
Показаны передвижения частей 4-й горной дивизии в долине Большой Лабы, соседних долинах (Архыз, Малая Лаба), бросок через перевал Адзапш в Абхазию. Нынешний посёлок Пхия назван "Niederdorf".

В верхней части фрагмента около обозначения некоего населённого пункта надпись "Gubskij Hf":



"Hf" - это сокращение от немецкого "Hof" (хотя казалось бы - что тут сокращать). Среди множества значений слова "Hof" - да, есть "двор", "постоялый двор". Но есть и значение "хутор".

Постоялые дворы в СССР, по крайней мере, в начале Великой Отечественной войны, вряд ли были как таковые.
Скорее всего, имеется ввиду именно "хутор" - очень распространённый вид сельских населённых пунктов на юге России.

Я знаю множество других примеров из немецких документов, когда "Hf" обозначались различные многочисленные хутора на Северном Кавказе - Hf Tscherwjakoff, Hf Pantelejmonowskoje, и т.д.



Рядом с надписью "Gubskij Hf" стоит флажок с цифрой "4."
Это означает местоположение штаба 4-й горной дивизии.
При штабе находились, естественно, и всякие склады и перегрузочные пункты, откуда колонны со снабжением войск расходились на разные участки фронта, в том и числе и на перевалы в Абхазию.

Рядом указан также и другой населённый пункт - Pssemen, в котором легко угадывается и поныне существующий Псемен (Псемён).

Именно напротив него, западнее, как и показано на немецкой картосхеме, на левом берегу Большой Лабы и находится нынешний посёлок Курджиново.
 

Alter

старожил
#9
Обелиск на пер.Адзапш, 1991г.:

Всё-таки я Вам завидую - побывали на перевале Адзапш.

Я в советские времена туда не добрался, а сейчас это пока трудноосуществимая мечта.

Осенью 2014 года я со стороны Псху подходил к Санчарской группе перевалов, но на саму границу выйти так и не решился.
На фото - склон прилегающего к перевалу Адзапш участка Главного хребта, обращённый к верховьям р.Бышта (бассейн р.Бзыбь).

Узнаёте что-нибудь?

 

PTG

участник
#10
Если бы АртурИзТуапсе не ограничил доступ к полной версии этой фотки, то узнал бы :)

После Адзапша тропа шла траверсом ГКХ на восток (на Вашей фотке - направо), делала хороший полукруг с приятным озерцом и водопадиком в него посредине. Дальше - нудный, долгий, безводный спуск к Псху.....
 

PTG

участник
#11
Кстати, в прошлом году была мысль подойти к пер.Адзапш - мы были рядом в 2-х км. И даже запланировали туда радиалку на утро, но... погода отшептала. К тому же, впереди был длинный день (Кислые - пос.Пхия - пер.Пхия), обувь у двоих участников была в очень плохом состоянии (подошвы отвалились), а на сам перевал нас бы не пустили - он очень узкий и разрешенных 100м. до границы там точно не найти. А ниже по течению могло быть пиво :) Вот так и сплетается нитка похода нынче :)
 

webazz

путник неспешный,
#12
Alter написал(а):
..быть .. специалистом по немецкому языку, надо ещё разбираться в тонкостях германской военной терминологии, а также в географии и топонимике Кавказа...
Ребята!
Не только аз есмь тот специалист, но даже думать могу на нем (иногда быстрее чем на русс.) и понимаю тонкости.

Но... Криком кричу! Вре-ее-емени нет!
Ведь до сих пор даже нет времени ответить тебе, Alter, в отчете где ты с другом чернику на Чамашха собирал - ответить и по поводу "маттерхорна", и пресловутого Einoedesbach'а... (а прочел всё сразу) (((

О, Боги!! ..Кто бы мне помог с моим проклятым ремонтом, который затеял в сентябре-015-го и не вылажу с него..
Видите - когда в Сеть выхожу... 2 часа на сон..(((
 

Alter

старожил
#13
После Адзапша тропа шла траверсом ГКХ на восток (на Вашей фотке - направо), делала хороший полукруг с приятным озерцом и водопадиком в него посредине. Дальше - нудный, долгий, безводный спуск к Псху.....
Не это ли озерцо?
Тоже в том же районе сфотографировано (осень 2014 г.):



Сейчас тропы непосредственно на перевальных взлётах используются редко и зарастают, но всё равно кое-где ещё различимы.

На фото - склон прилегающего к перевалу Адзапш участка Главного хребта, обращённый к верховьям р.Бышта (бассейн р.Бзыбь).

Узнаёте что-нибудь?

Я на перевале Адзапш не был и точно показать, где находится памятник - не могу.
Может быть, это вид на участок уже восточнее перевальной седловины?
Спусковая тропа всё же просматривается наискосок по склону.
Я это фото показывал некоторым жителям Псху - они через Адзапш тоже давненько ходили, но подтверждают, что весьма похоже. Добавляют также: при переходе через некий кулуар тропа под Адзапшем сильно разрушена оползнем, случившимся уже в недавнее время.
 
Сверху