Продолжение...
На следующий день раскачались мы поздно.
Выспаться получилось не у всех.
В комнатах было весьма прохладно, и ребята перебрались ночевать в палатку на первом этаже перед большой «буржуйкой».
А мне холод не мешал – главное одеял побольше.
К обеду я смог дозвониться до Игоря и узнал, что днем его компания планирует штурмовать дорогу до Агубедии.
Такой возможности присоседиться, я упускать не хотел, а Игорь пообещал за нами заехать.
До Бедийского собора решили добираться на своем «Шаране» в составе нескольких автомобилей всей честно́й компании.
Ждали Игоря долго, очень долго, несколько раз созванивались.
Правда, причин для задержки у него хватало с лихвой: дорога – тихий ужас, народ собирался медленно, бесконечные остановки на «перекур» для нуждающихся в никотине, да и самодисциплина на отдыхе оставляет желать лучшего…
А мы всё больше нервничали и переживали, глядя на часы в ожидании появления знакомого «Патриота».
Для экономии времени на нашу встречу, мы заранее выехали на основную дорогу, и время, по общим ощущениям, полетело ещё быстрее в направлении вечерних сумерек.
Но час настал, и я увидел вдалеке спешащий на всех парах «Патриот».
Эврика! Дождались!
Я знал, что путь нас впереди ожидал неблизкий, а выезд получился откровенно поздним, и поэтому перспектива не успеть к нашей цели в светлое время суток была вполне реальна, даже безусловна…
Однако, процесс иногда бывает не менее увлекателен, чем сама цель – главное собраться в дорогу.
Вот и мы не стали загадывать, а со словами будь, что будет, поспешили за Игорем в место сбора всех участников нашей общей авантюры.
Главная магистраль Абхазии – нет, не так: основная абхазская трасса – опять неверно: центральное шоссе в Апсны – всё равно название неподходящее для того, что творилось на той дороге четвертого января 2016 года: направление, да, точно, именно направлением из Сухума в сторону Грузии и можно было назвать тот феерический путь для самоубийц и ещё одной категории людей – нашей компании.
Ладно, по крайней мере, мы были не одни: нас ожидали ещё три экипажа на внедорожниках.
Итого пять автомобилей, и только мы одни не дружили с формулой 4Х4…
Правда, «прокладка» между рулем и сиденьем многое решает, если не всё.
А у нас в экипаже с водительским опытом и внедорожным в частности, проблем никогда не было.
Тем временем колонна поменяла одно замечательное «направление» на другое, ещё более замечательное.
Продвигаться в сторону гор с каждым метром подъема относительно уровня моря становилось всё труднее и труднее, а снега вокруг всё больше и больше.
Наш «Шаран» на удивление другим экипажам сдаваться не собирался и уверенно полз вперед, чем заслужил всеобщее уважение. Однако, первая же крутая горка на нашем пути покориться без боя решительно не хотела, и только с пятой попытки мы её одолели.
Предел проходимости для переднего привода с приличным клиренсом и дизельным сердцем был не за горами в прямом и переносном смысле слова.
До гор было ещё далековато, но желание увидеть Бедийский собор среди белого безмолвия влекло нас вперед навстречу новогодним приключениям в стране души.
Приехали. Очередной крутой подъем оказался выше наших возможностей.
Нам на помощь вернулся Игорь на «Патриоте», который шел перед нами.
Первая попытка взять горку на тросе за «Патром» закончилась неудачей.
На представление собрался народ из местных жителей. Активисты наперебой давали советы, которые сводились лишь к одному: нам до Бедии не доехать, это невозможно, да и такого количества снега давно не помнят здешние края.
Две повторные попытки затащить нас наверх положительного результата так и не дали.
Пора было мне наконец-то покинуть теплое место штурмана и оценить ситуацию со стороны.
Решение проблемы пришло со скоростью мысли. Несколько маневров нашего «буксира» и с ощутимым рывком русский внедорожник потащил за собой немецкий «прицеп», который помогал, как мог.
Так и ехали на привязи преодолевая подъем за подъемом.
До нашей долгожданной цели оставалось чуть больше километра, когда на особо крутом подъеме с виражем застрял идущий впереди всех УАЗ 469.
Всем остальным пришлось встать следом.
В результате потеряли ещё около получаса драгоценного времени, пока не стало очевидным для всех, что дальше можно было идти только пешком.
Мой случайный взгляд на вытертую шоссейную резину УАЗа долго потом вызывал у меня улыбку.
Да, абхазы знают толк в езде на внедорожниках по асфальту.
В Бедийский храм пошли пешком многие, но дошли единицы.
В сгущавшихся сумерках, по колено в снегу наш экипаж машины боевой добрался до собора в полном составе.
Пока бродили внутри сооружения, Агубедию окончательно накрыла густая мгла, слегка подсвеченная белым снежным покровом.
На отдалении в темноте я неожиданно увидел светлую точку, которая двигалась в нашу сторону.
То, что за нами идет именно Игорь я даже не сомневался.
И, к счастью, не ошибся. Просто больше было некому – не каждый отважится на такую прогулку.
Мне была приятна его компания.
Вооружившись двумя мощными фонариками, которые принес Игорь, мы прогулялись вокруг храма и дошли до края обрыва, откуда увидели далеко внизу редкие огоньки жизни.
Свет в жилищах иногда разом пропадал, и с ним пропадала грань, отделяющая нас от черной бездны.
Электричество в предгорьях Абхазии штука очень непостоянная. То есть, то нет и так сто раз на дню.
Вполне закономерный итог нашей прогулки подвел Игорь перед возвращением к потерявшему нас народу: кому было дано и дозволено дойти до Бедийского собора, тот и дошел... Нам были близки и понятны эти простые слова.
Обратный путь до машин пролетел быстро и незаметно.
Всем участникам мероприятия очень хотелось поскорее вернуться домой и потому нашего возвращения ожидали с нетерпением. «Шаран» стойко вынес все тяготы путешествия по заснеженным дорогам Ткуарчалского района, и поздним вечером мы без проблем вернулись в Сухум к Светлане.
В процессе ужина и перед сном меня не покидали мысли о первоначальном плане пребывания в Абхазии, реализовать который мешали уникальные погодные условия.
Но, несмотря на глобальные трудности, мне очень хотелось побывать с нашей компанией как минимум на каскаде водопадов Шакуран и посетить озеро Рица.
Вот только шансов осуществить этот «минимум» было маловато, и я понимал это вполне объективно.
Чем выше требовалось подниматься в горы, тем больше снега и, соответственно, тем сложнее и коварнее путь.
И Шакуран, и тем более Рица расположены значительно выше Бедийского собора, до которого мы так и не смогли доехать.
Все мои надежды были неразрывно связаны с другом по имени Игорь.
Именно с ним я уже предварительно договорился штурмовать на следующий день путь в сторону Ольгинского и Барьяльского водопадов.
И если повезет, то добраться и до Шакурана.
А пока впереди была вторая ночь нашей туристической жизни в «Стране Души» в обнимку с «буржуйкой» и электрическими обогревателями.
Утром я первым делом поделился идеей посещения водопадов с Александром и Светланой.
Предложение ребята приняли с энтузиазмом и решили позвать для компании своих друзей на славном и легендарном автомобиле УАЗ 469.
После завтрака и сборов нам оставалось дождаться Игоря и Алексея с семьей.
Погода за окном радовала солнечными лучами, которые иногда выглядывали из-за облаков, и по ощущениям можно было с уверенностью сказать, что на побережье Абхазии наступила весна.
Активное таянье снега местами превращало Сухум в итальянскую Венецию.
По меркам европейской части России в Апсны есть только три времени года: полугодовое лето, затяжная осень и ранняя весна. Желающим зимнего холода в новогодние праздники, как правило, требовалось ехать в сторону гор, поднимаясь на многие десятки метров относительно уровня моря.
Уже в предгорьях в изобилии есть и снег, и стужа, и вполне реальные шансы для «особо одаренных» остаться там навсегда. Аномально низкая температура и обильные снегопады в первых числах января серьезно потрудились, чтобы у большинства жителей и гостей страны пропало всякое желание вылезать из дома и тем более устраивать вылазки в сторону гор.
Как я уже говорил, минимум всю первую неделю нового года привычные дороги Абхазии по большей части просто отсутствовали, разом превратившись в направления для снегоходов и прочей специальной техники.
Тем невероятнее казалось со стороны наше стремление добраться до Шакурана.
Честно говоря, я прекрасно понимал, что шансов действительно было маловато, а наша затея, в сущности, выглядела весьма рискованной.
Однако, на часах был уже полдень, когда прибыло первое пополнение нашей команды на бодром УАЗике во главе с Алексеем.
И по новой традиции нам всем оставалось дождаться Игоря на верном стальном коне по кличке «Патриот».
Да-да, томительное ожидание, на мой взгляд, тренирует терпение и выдержку, а главное в разы усиливает предвкушение встречи и предстоящего путешествия.
Словно бедные родственники, топтались мы на дороге, рядом с готовым к труду и обороне экипажем боевых товарищей.
Благо, что относительно недолго.
Барабанная дробь и… на нашу улицу пришел праздник: «Патриот» Игоря разом прекратил наши мытарства и благополучно принял всю команду на борт.
Поехали!
До Вое́нно-Суху́мской доро́ги долетели быстро по уже чистому от снега асфальту, а вот дальше с каждым километром в сторону гор наша скорость неуклонно падала.
Внедорожное приключение началось довольно незаметно с маленькой снежной колеи, по которой некоторые горячие абхазские парни летали на стареньких «пузотерках», иногда подталкивая их руками.
Неожиданно после очередного поворота мы потеряли УАЗ Алексея, который шел за нами.
Оказалось, что у машины случилась небольшая поломка глушителя.
В ожидании пока Алексей с компанией проведет ремонт в полевых условиях, мы остановились у Ольгинского водопада.
Это была наша первая и самая продолжительная остановка по дороге к Шакурану.
Сначала традиционно устроили фотосессию у водопада, потом поиграли в снежки, стараясь попасть в верхушку столба линии электропередач, но в результате быстро отморозили руки.
Спустя чуть менее часа, к нам наконец-то примчался отставший экипаж на возвращенном в строй автомобиле, и мы продолжили путь в горы.
Глядя на панораму за окном, я отметил для себя, что знакомую на первый взгляд местность было трудно узнать, словно я впервые оказался в совершенно незнакомых краях.
Всюду бело-серые и коричневые цвета всех оттенков создавали довольно мрачные и унылые пейзажи.
Очень хотелось увидеть солнце, голубое небо и раскрасить бескрайние просторы всеми цветами радуги...
Тем временем скорость нашего продвижения упала окончательно до самого минимума и основной причиной этого была критическая глубина снега на дороге.
Снежная колея выросла в несколько раз и объявила нам войну по всем правилам внедорожных баталий.
Штатный УАЗ Алексея вел сражение с бездорожьем очень упорно, но с переменным успехом.
На очередном проблемном участке нашего пути команда Алексея всё-таки приняла решение уйти с маршрута по техническим причинам.
Таким образом, наш экипаж во главе с Игорем остался один без поддержки второй машины в случае необходимости.
А необходимость могла возникнуть в любой момент: риск закопаться по уши в снегу или выйти из строя у "Патриота" был вполне реальный.
И встреча с местными охотниками на понуро стоящем несколько часов внедорожнике с серьезной поломкой в ожидании помощи была прямым свидетельством рискованности нашей затеи.
Однако, нас не покидала уверенность, что победа будет за нами, и мы успешно доберемся до каскада водопадов Шакуран. Финальные километры стали решающими в битве с бездорожьем: Игорю пришлось нелегко, когда мы вынуждены были объезжать по целине очередной еле живой джип с вышедшим из строя передним мостом.
Опыт, спокойствие и вера в надежность машины старшего друга укрепляли нашу решимость довести начатое путешествие до благополучного финала.
Успешно преодолев последнюю сотню метров, мы оказались в знакомом селе, где и оставили отдыхать безотказного железного труженика.
Дальше мы пробирались пешком по глубокому снегу, проваливаясь выше колена, пока не достигли кромки леса.
Среди деревьев идти стало значительно легче, но с началом спуска по склону, скользкий и рыхлый снег требовал он нас большой аккуратности и осторожности.
Каких-либо следов на снежной тропе заметить не удалось и вполне вероятно, что наш визит был первым в наступившем 2016 году. Мы успели хорошо размяться, пока спускались до каменного русла первой ступени каскада.
Вот только финишная стометровка по всем признакам сильно смахивала на спецучасток полосы препятствий.
Пришлось вдоволь полазать по валунам, проверить на прочность ледовый наст, пройтись по обледенелым стволам деревьев с риском искупаться по пояс в кристально чистой водичке.
К счастью, все справились с испытаниями на отлично, и в качестве награды очутились в сказочном зимнем амфитеатре с фигурой "Деда Мороза" по центру в барской белой шубе.
Нас окружило холодное безмолвие, а в наших глазах отражалось величие неживой красоты.
Мы словно нарушили чьё-то уединение, помешали отдыху от людских взглядов и суеты прошлогоднего туристического сезона…
Мне захотелось найти камень поудобнее, расслабиться и окунуться в мир медитации с головой, позабыв обо всем на свете, побыть наедине с самим собой и наконец-то оставить всё прошлое в прошлом.
Вот, везет же местным, которые могут хоть каждый день наслаждаться атмосферой спокойствия и релаксировать под шум водопада и журчание воды.
Конечно, зимой при температуре в районе нуля градусов по Цельсию и запредельной влажности можно не заметить, как с «комфортом» превратишься в глыбу льда.
Однако, оттепель добралась и до Шакурана.
Она становилась всё заметнее: активно таял снег, росли гигантские сосульки, а вблизи от нас, сразу в нескольких местах что-то тяжелое срывалось вниз, разбавляя тишину глухими звуками падения.
Довольно популярное для многих место, предстало перед нами в совершенно иных красках, вызывая новые эмоции и неожиданные ощущения.
Лишь сгущавшийся вечерний сумрак, как закрывающийся занавес театра, заставил нас продолжить движение вниз к берегу реки Джампал. По случаю в памяти всплыли строки одного известного стихотворения Дилана Томаса:
«Не уходи смиренно, в сумрак вечной тьмы,
Пусть тлеет бесконечность в яростном закате.
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир,
Пусть мудрецы твердят, что прав лишь тьмы покой.
И не разжечь уж тлеющий костёр.
Не уходи смиренно в сумрак вечной тьмы,
Пылает гнев на то, как гаснет смертный мир…»
После осмотра остальных ступеней каскада мы решили заглянуть в одну из пещер, где увидели спящую летучую мышь.
В пещере температура воздуха заметно отличалась от более низкой температуры внешней среды, что было приятным моментом, пока не пришло время отправляться в сторону села, где нас ожидал источник комфорта и тепла, которому, кстати, очень подходит название «дом на колесах».
На обратном пути, преодолевая крутой затяжной подъем по скользкому подмерзшему снегу все заметно устали и мечтали поскорее оказаться в салоне «Патриота».
А мне лишь хотелось побыстрее сменить промокшую одежду на сухую и вместо сырых насквозь сапог натянуть привычные сухие кроссовки.
К машине мы подошли сырые и голодные уже затемно.
На небе ни одной звезды, легкий морозец и зубы начинали слегка постукивать…
Спустя пару минут, привычно зашелестел двигатель «Патрика» и салон постепенно наполнился уютом и теплом.
По плану устроили легкий перекус и «от пристани отчалил теплоход»...
Дорога домой была во многом легче: спускаться по своей колее уже проще, а все проблемные места заранее известны.
На пути мы вновь встретили незадачливых охотников на перегородившем дорогу внедорожнике, который сломался дважды за один день.
Игорь в очередной раз предложил свою помощь, но ему ответили, что справятся самостоятельно.
За время вынужденной остановки появились и другие машины.
Образовалась классическая пробка в непривычных условиях.
Простояли как минимум полчаса, пока смогли толпой откатить тяжелый автомобиль на самый край обочины, чтобы у всех появилась возможность аккуратно разъехаться.
В Сухум - домой к Светлане мы прибыли с ощущением победителей, добившихся поставленной цели.
По этому поводу устроили общие посиделки с вином, мандаринами и дружеским общением.
На повестке дня стоял вопрос о посещении озера Большая Рица шестого января в канун Рождества.
По слухам за несколько прошедших дней добраться до Рицы смогли единицы по причине серьезных снежных завалов на горном участке дороги.
Игорь обещал взять нашу компанию на «Шаране» в состав его группы из нескольких машин и помочь при необходимости добраться до озера, если нашему автомобилю дорога будет не по зубам.
Грядущий день обещал быть богатым на события и должен был стать кульминацией нашего новогоднего приключения в Абхазии. Развесив свою амуницию на просушку рядом с «буржуйкой», я отправился дожидаться рассвета под одеяло…