15.09.18.
Гроза к полуночи прошла.
Ночью и утром дождя не было.
Но облачность с утра всё равно на небе присутствует.
Надо побыстрее убираться отсюда. а не то в любой момент опять может полить, и тогда при движении по речке будут проблемы.
Начали сборы в 5:45.
Атмосферное давление с вечера практически не изменилось – 712,85 мм рт. столба.
С костром связываться не стали – мокро кругом, да и поспешать нужно. Воду для завтрака вскипятили на газе.
В принципе, задача на сегодняшний ходовой день ясна – вниз по течению по р.Чедым; перед бродом на этой речке, который мы проходили в начале этого похода (6.09.18), должна быть езженная дорога – по ней и выберемся в долину р.Западная Гумиста и далее в Сухум.
По GPS, расстояние до знакомого нам брода в нижнем течении р.Чедым составляет напрямую 7,55 км юго-восточнее.
Сколько километров "не напрямую" придётся преодолеть, с учётом изгибов русла и неминуемых бродов – бог его знает.
Наша палатка над руслом р.Чедым (отметка 545 м):
http://f23.gagra.link/org/818cf2e2172ab0154584ccbfdd7349f92e97f6323152485.jpg
В 7:35 выдвинулись от места бивака.
Избежать бродов в создавшейся ситуации, конечно же, не удалось – как и ожидалось ещё вчера, когда стало ясно, что выбранный путь спуска с "альпики" приведёт в р.Чедым.
Уже через 315 м после выхода упёрлись в первый брод. И началось!
Хорошо что уровень воды в речке небольшой, сама вода чистая и прозрачная (видно куда следует ступать в русле) – поэтому броды пока преодолеваются в сапожках сравнительно легко, ноги остаются сухими.
Кое-где удаётся найти обходы – исключительно по левому берегу, в результате количество переправ сократили.
На карте ГШ дорога вдоль р.Чедым непосредственно ниже места впадения р.Ахипс показана только по левому берегу.
Возможно, так и было когда-то.
Но в действительности ныне это далеко не так.
Хотя кое-где отрезки старой дороги тянутся по левому берегу довольно долго – например, от 7-го нашего, с утреннего выхода, брода (отметка 483 м) – и до слияния с крупным левым притоком р.Кушкая.
В 9:30 подошли по довольно хорошо сохранившемуся полотну старой дороги к этому слиянию (отметка 429 м).
От места бивака удалились уже на 2,32 км к юго-востоку.
Колея упёрлась в бурную речку Кушкая; вообще поток воды в ней примерно такой же, как и в самой р.Чедым – само слияние метрах в 15…20 от обреза дорожной колеи.
Сейчас совершенно непонятно, как шла дальше дорога в этом месте.
Русло р.Кушкая неширокое, но забито метровыми валунами, и скорость течения в этом притоке повыше, чем в р.Чедым.
На противоположной стороне р.Кушкая ну абсолютно никаких следов дорожного полотна не просматривается!
Вынуждены проводить разведку – нет дороги и на правом берегу р.Чедым.
Неужели прямо по руслу здесь когда-то ездили?
Верится в это с трудом, потому что пенящийся поток несётся тут с такой скоростью течения – "мама, не горюй"!
http://f23.gagra.link/org/bf3a8b2c1e1c607c6bcbb18b17941d292e97f6323154910.jpg
Само дно ущелья в этом месте представляет собой довольно узкую теснину, почти каньон.
Ну не могла же дорога здесь ни с того, ни с сего бесследно закончиться!
В конце концов, разобрались в чём дело.
Надо перейти вброд р.Кушкая, затем пробираться по скалам крутого левого берега р.Чедым, уже ниже слияния, вдоль самой кромки воды – и метров через 50 опять появляется высокий обрез полотна старой дороги. По ней продолжается и натоптанная современная тропа дальше вниз по реке.
Похоже, что насыпная дамба вдоль берега раньше была, что ли? –
Впоследствии её размыло быстрым течением, особенно мощным при паводках.
Идя по сохранившимся фрагментам дороги, пробитой местами в скалах высоко над каньоном р.Чедым, мы рассуждали – что это за дорога вообще тут была проложена когда-то?
Не верится, что это просто "лесовозка" – уж больно затратно тут дорожку прокладывать.
Скорее всего, что-то связанное в советскую эпоху с геологоразведкой или добычей полезных ископаемых.
После впадения р.Кушкая воды в р.Чедым стало столько, что просто так броды уже не перескочишь.
Ещё несколько бродов и обходов было, довольно утомительных. Темп движения упал.
После 12:00 ещё и дождь всё-таки закапал.
Русло тут перекрыто глыбовым завалом, в котором теряются обрывки полотна старой дороги:
http://f23.gagra.link/org/818a4d4643c0c1d83cce93ceaa5001402e97f6323157659.jpg
http://f23.gagra.link/org/44635f1e3dbdb5fb79975ba935c2daed2e97f6323157711.jpg
В 12:35, при обходе очередных двух последовательных бродов по левому берегу, мы в который уже раз пересекли меридиан 41° 00,000ꞌ восточной долготы (с запада на восток).
Затем пришлось опять перебираться на правый берег (отметка 340 м).
И здесь – наконец-то, уже и не верилось! –
появилась езженная "уазикопрогонная" колея.
Как отрадно, оказывается, бывает иногда увидеть свежий след автомобильного протектора.
По такой колее идти стало значительно веселей! – тем более что дождик вскоре перестал.
А главное – укрепилась уверенность, что мы сегодня всё же доберёмся до более или менее нормальной дороги.
В районе отметки 300,5 м (присутствует на топографических картах) – очередной брод.
Чедым тут растекается широко, брод не сложный.
А ещё через 300 метров по левому берегу вышли на развилку дорог, и сразу за ней – опять автомобильный брод.
Здесь встретили людей – впервые за 8 дней, с тех пор как утром 7.09 на месте бивака у р.Маденка разговаривали с двумя местными жителями.
На этот раз – большая группа туристов: спустились по другой дороге с водораздела Чедым/Вост.Гумиста, и отдыхали перед бродом и дальнейшим участком своего маршрута (также, как и у нас – вниз по долине р.Чедым).
Сюда же, по изначальным теоретическим представлениям, могли бы и мы таким же путём выбраться.
Но на практике получилось так, что подошли сюда совсем по другой траектории.
Кстати говоря, дороги в данном месте, по обеим берегам р.Чедым в районе отметки 300,5 почему-то на картах не обозначены совсем.
Это показательный пример в том плане, что на картах пути (дороги/тропы) отсутствуют, а в действительности – есть.
Фрагмент "пятисотметровки", картографический лист К-37-035-А:
(отсутствуют реально существующие грунтовые дороги по берегам в районе отметки 300,5)
http://f23.gagra.link/org/01bc774efdf8fc07be9c3aef22163bd12e97f6323160929.jpg
Повстречавшиеся нам люди ходили в районе пер.Химса и по Чедымскому хребту, интересный там совершили поход и теперь вот тоже завершают маршрут.
Мы тут особо рассиживаться не стали, у нас свой график движения – с ходу преодолели несложный автомобильный брод (отметка по GPS – 296 м), а отдохнули примерно через 1,5 км в лесу на правом берегу, неподалёку от некоего домика над дорогой.
Ещё через километр подошли к нижнему броду через р.Чедым (отметка 252 м), знакомому нам по второму дню этого похода (6.09).
Таким образом, мы "закольцевали" большую часть нашего маршрута.
В 14:45 сразу за бродом, в пойменном лесочке на левом берегу, остановились на обед (урочище Двуречье).
Погода в данный момент хорошая, солнышко светит, спешить уже никуда не надо – поэтому развели костёр, позволили себе даже запечь картошечку, кем-то ранее недавно оставленную в траве и подобранную товарищем.
Тут нас обогнала тургруппа, встреченная на предыдущей переправе через р.Чедым.
В 16:45 возобновили движение после обеда.
Опять дважды туда-сюда пересекали 41-й градус восточной долготы - ну прямо истоптали мы этот меридиан в данном походе! :grin:
Идём уже по знакомому пути – как 6.09, но в обратном направлении.
Только вот что-то усталость начала сказываться, несмотря на то что вроде бы неплохо отдохнули на обеде – через пару "ходок" ноги уже еле переставляются.
В итоге даже до СухумГЭС не добрели –
в 18:25 расположились на ночёвку в расширенной части долины р.Западная Гумиста, на левом берегу в густом лесу.
Усталость накатила такая, что костёр разжигать не стали, воду для ужина зачерпнули в Гумисте и побыстрей согрели на газе.
Высотная отметка бивака – 218 м.
Атмосферное давление составляет здесь 741,49 мм рт. столба.
До СухумГЭС остаётся ещё примерно 1,5 км.
От места предыдущего бивака удалились на 10,13 км к юго-востоку.
Участок маршрута 15.09.18, карта 1:100.000
http://f23.gagra.link/org/a4407677176bba86927adc3bbf3455752e97f6323165194.jpg
Гроза к полуночи прошла.
Ночью и утром дождя не было.
Но облачность с утра всё равно на небе присутствует.
Надо побыстрее убираться отсюда. а не то в любой момент опять может полить, и тогда при движении по речке будут проблемы.
Начали сборы в 5:45.
Атмосферное давление с вечера практически не изменилось – 712,85 мм рт. столба.
С костром связываться не стали – мокро кругом, да и поспешать нужно. Воду для завтрака вскипятили на газе.
В принципе, задача на сегодняшний ходовой день ясна – вниз по течению по р.Чедым; перед бродом на этой речке, который мы проходили в начале этого похода (6.09.18), должна быть езженная дорога – по ней и выберемся в долину р.Западная Гумиста и далее в Сухум.
По GPS, расстояние до знакомого нам брода в нижнем течении р.Чедым составляет напрямую 7,55 км юго-восточнее.
Сколько километров "не напрямую" придётся преодолеть, с учётом изгибов русла и неминуемых бродов – бог его знает.
Наша палатка над руслом р.Чедым (отметка 545 м):
http://f23.gagra.link/org/818cf2e2172ab0154584ccbfdd7349f92e97f6323152485.jpg
В 7:35 выдвинулись от места бивака.
Избежать бродов в создавшейся ситуации, конечно же, не удалось – как и ожидалось ещё вчера, когда стало ясно, что выбранный путь спуска с "альпики" приведёт в р.Чедым.
Уже через 315 м после выхода упёрлись в первый брод. И началось!
Хорошо что уровень воды в речке небольшой, сама вода чистая и прозрачная (видно куда следует ступать в русле) – поэтому броды пока преодолеваются в сапожках сравнительно легко, ноги остаются сухими.
Кое-где удаётся найти обходы – исключительно по левому берегу, в результате количество переправ сократили.
На карте ГШ дорога вдоль р.Чедым непосредственно ниже места впадения р.Ахипс показана только по левому берегу.
Возможно, так и было когда-то.
Но в действительности ныне это далеко не так.
Хотя кое-где отрезки старой дороги тянутся по левому берегу довольно долго – например, от 7-го нашего, с утреннего выхода, брода (отметка 483 м) – и до слияния с крупным левым притоком р.Кушкая.
В 9:30 подошли по довольно хорошо сохранившемуся полотну старой дороги к этому слиянию (отметка 429 м).
От места бивака удалились уже на 2,32 км к юго-востоку.
Колея упёрлась в бурную речку Кушкая; вообще поток воды в ней примерно такой же, как и в самой р.Чедым – само слияние метрах в 15…20 от обреза дорожной колеи.
Сейчас совершенно непонятно, как шла дальше дорога в этом месте.
Русло р.Кушкая неширокое, но забито метровыми валунами, и скорость течения в этом притоке повыше, чем в р.Чедым.
На противоположной стороне р.Кушкая ну абсолютно никаких следов дорожного полотна не просматривается!
Вынуждены проводить разведку – нет дороги и на правом берегу р.Чедым.
Неужели прямо по руслу здесь когда-то ездили?
Верится в это с трудом, потому что пенящийся поток несётся тут с такой скоростью течения – "мама, не горюй"!
http://f23.gagra.link/org/bf3a8b2c1e1c607c6bcbb18b17941d292e97f6323154910.jpg
Само дно ущелья в этом месте представляет собой довольно узкую теснину, почти каньон.
Ну не могла же дорога здесь ни с того, ни с сего бесследно закончиться!
В конце концов, разобрались в чём дело.
Надо перейти вброд р.Кушкая, затем пробираться по скалам крутого левого берега р.Чедым, уже ниже слияния, вдоль самой кромки воды – и метров через 50 опять появляется высокий обрез полотна старой дороги. По ней продолжается и натоптанная современная тропа дальше вниз по реке.
Похоже, что насыпная дамба вдоль берега раньше была, что ли? –
Впоследствии её размыло быстрым течением, особенно мощным при паводках.
Идя по сохранившимся фрагментам дороги, пробитой местами в скалах высоко над каньоном р.Чедым, мы рассуждали – что это за дорога вообще тут была проложена когда-то?
Не верится, что это просто "лесовозка" – уж больно затратно тут дорожку прокладывать.
Скорее всего, что-то связанное в советскую эпоху с геологоразведкой или добычей полезных ископаемых.
После впадения р.Кушкая воды в р.Чедым стало столько, что просто так броды уже не перескочишь.
Ещё несколько бродов и обходов было, довольно утомительных. Темп движения упал.
После 12:00 ещё и дождь всё-таки закапал.
Русло тут перекрыто глыбовым завалом, в котором теряются обрывки полотна старой дороги:
http://f23.gagra.link/org/818a4d4643c0c1d83cce93ceaa5001402e97f6323157659.jpg
http://f23.gagra.link/org/44635f1e3dbdb5fb79975ba935c2daed2e97f6323157711.jpg
В 12:35, при обходе очередных двух последовательных бродов по левому берегу, мы в который уже раз пересекли меридиан 41° 00,000ꞌ восточной долготы (с запада на восток).
Затем пришлось опять перебираться на правый берег (отметка 340 м).
И здесь – наконец-то, уже и не верилось! –
появилась езженная "уазикопрогонная" колея.
Как отрадно, оказывается, бывает иногда увидеть свежий след автомобильного протектора.
По такой колее идти стало значительно веселей! – тем более что дождик вскоре перестал.
А главное – укрепилась уверенность, что мы сегодня всё же доберёмся до более или менее нормальной дороги.
В районе отметки 300,5 м (присутствует на топографических картах) – очередной брод.
Чедым тут растекается широко, брод не сложный.
А ещё через 300 метров по левому берегу вышли на развилку дорог, и сразу за ней – опять автомобильный брод.
Здесь встретили людей – впервые за 8 дней, с тех пор как утром 7.09 на месте бивака у р.Маденка разговаривали с двумя местными жителями.
На этот раз – большая группа туристов: спустились по другой дороге с водораздела Чедым/Вост.Гумиста, и отдыхали перед бродом и дальнейшим участком своего маршрута (также, как и у нас – вниз по долине р.Чедым).
Сюда же, по изначальным теоретическим представлениям, могли бы и мы таким же путём выбраться.
Но на практике получилось так, что подошли сюда совсем по другой траектории.
Кстати говоря, дороги в данном месте, по обеим берегам р.Чедым в районе отметки 300,5 почему-то на картах не обозначены совсем.
Это показательный пример в том плане, что на картах пути (дороги/тропы) отсутствуют, а в действительности – есть.
Фрагмент "пятисотметровки", картографический лист К-37-035-А:
(отсутствуют реально существующие грунтовые дороги по берегам в районе отметки 300,5)
http://f23.gagra.link/org/01bc774efdf8fc07be9c3aef22163bd12e97f6323160929.jpg
Повстречавшиеся нам люди ходили в районе пер.Химса и по Чедымскому хребту, интересный там совершили поход и теперь вот тоже завершают маршрут.
Мы тут особо рассиживаться не стали, у нас свой график движения – с ходу преодолели несложный автомобильный брод (отметка по GPS – 296 м), а отдохнули примерно через 1,5 км в лесу на правом берегу, неподалёку от некоего домика над дорогой.
Ещё через километр подошли к нижнему броду через р.Чедым (отметка 252 м), знакомому нам по второму дню этого похода (6.09).
Таким образом, мы "закольцевали" большую часть нашего маршрута.
В 14:45 сразу за бродом, в пойменном лесочке на левом берегу, остановились на обед (урочище Двуречье).
Погода в данный момент хорошая, солнышко светит, спешить уже никуда не надо – поэтому развели костёр, позволили себе даже запечь картошечку, кем-то ранее недавно оставленную в траве и подобранную товарищем.
Тут нас обогнала тургруппа, встреченная на предыдущей переправе через р.Чедым.
В 16:45 возобновили движение после обеда.
Опять дважды туда-сюда пересекали 41-й градус восточной долготы - ну прямо истоптали мы этот меридиан в данном походе! :grin:
Идём уже по знакомому пути – как 6.09, но в обратном направлении.
Только вот что-то усталость начала сказываться, несмотря на то что вроде бы неплохо отдохнули на обеде – через пару "ходок" ноги уже еле переставляются.
В итоге даже до СухумГЭС не добрели –
в 18:25 расположились на ночёвку в расширенной части долины р.Западная Гумиста, на левом берегу в густом лесу.
Усталость накатила такая, что костёр разжигать не стали, воду для ужина зачерпнули в Гумисте и побыстрей согрели на газе.
Высотная отметка бивака – 218 м.
Атмосферное давление составляет здесь 741,49 мм рт. столба.
До СухумГЭС остаётся ещё примерно 1,5 км.
От места предыдущего бивака удалились на 10,13 км к юго-востоку.
Участок маршрута 15.09.18, карта 1:100.000
http://f23.gagra.link/org/a4407677176bba86927adc3bbf3455752e97f6323165194.jpg
Последнее редактирование: