На нижней площадке санатория размещались благоустроенный медицинский пляж, лодочная станция, два климатопавильона и автодвор. В середине шестидесятых были выстроены два железобетонных пирса: основной - трёхуровневый и служебный - оборудованный подъёмником для катеров и лодок. В семидесятых произошли и некоторые другие значительные обновления инфраструктуры. На крутом склоне при въезде с шоссе было построено здание концертного зала на 300 мест, к зданию водолечебницы был пристроен новый четырёхэтажный административно-хозяйственный корпус. Основное здание санатория внешне изменилось незначительно – были надстроены два этажа над переходом к лечебному корпусу, появились лоджии в номерах, выходящих к морю. Видимо тогда же частично поменялась и внутренняя планировка, за счёт чего вместимость санатория увеличилась до 150 мест.
Фото Геннадия Усова, 1979 г.
Но самые значительные изменения произошли с внешней стороны территории. В 1965 году для прохода на пляж над оживлённым шоссе была сооружена пешеходная эстакада, а лифтовая шахта надстроена примерно на треть. Несколько лет старый портал продолжал использоваться для прохода к дороге. Однако в 1974 – 1979 г.г. на участке Гантиади (ныне Цандрипш) – Гагра Грузавтодором проводились работы по реконструкции шоссе. В этот период, наряду с другими сооружениями по спрямлению дорожного полотна, был построен балконный участок напротив «Украины». Таким образом, лестница, ведущая к площадке лифта, оказалась под полотном автотрассы, что полностью изменило маршруты пешеходного трафика. Дугообразный отрезок старой дороги, который остался ниже шоссе, был огорожен металлическим забором с воротами и использовался для подачи автотранспорта к лестнице, поднимающейся к парадному входу санатория. Живописная колоннада уступила своё место одной из опор пешеходной эстакады, которая, нужно признать, тоже не лишена архитектурного изящества.
Фото с сайта
NPLG, 1981 г. Фото с сайта
NPLG, 1981 г.
Фото 2020 года
Эти новые инфраструктурные элементы сформировали узнаваемые черты современного ландшафта: силуэты лифта и пристани на фоне Гагринской бухты, которые издали видны с Черноморского шоссе, для многих служат добрым ориентиром приближающейся долгожданной встречи с курортом.
Фото Виктора Панова, 1974 г.
Недвижимое имущество «Украины» не ограничивалось санаторными постройками при въезде в город. На 1961 год в штате работников санатория числилось 168 человек. Поэтому для обеспечения служащих курортного объекта и их семей жильём Министерством здравоохранения УССР трижды выделялись средства на капитальное строительство, а для детей сотрудников в Новой Гагре был построен ведомственный детский сад. Первый из жилых домов построен в начале пятидесятых и примыкает непосредственно к территории санатория. Два других были построены с разницей примерно в десятилетие каждый - в новом районе и в районе кемпинга.
Для руководства санаторием подбирались исключительно опытные и профессионально подготовленные кадры. Один из первых его руководителей по иронии судьбы носил фамилию Украинец. С 60-х годов, с небольшим перерывом, здравницей руководил Главный врач Михаил Фёдорович Пустовой, задавший высокую планку в организации санаторно-курортного режима и процесса лечебного дела. В советское время персонал «Украины», обслуживающий пребывание высоких гостей, должен был пунктуально соблюдать распорядок, поддерживать строгую дисциплину и безупречный внешний вид; для сотрудников действовал ряд ограничений. Главврач не одобрял панибратства, обращался ко всем подчинённым по имени-отчеству, категорически запрещал нахождение на территории санатория родственников и детей сотрудников.
После ухода на пенсию Пустового в должности Главного врача его сменил Виктор Александрович Петров, до этого возглавлявший филиал «Гантиади» (ныне дом отдыха «Псоу»). Основательный подход к подобным назначениям в структуре IV Управления подчёркивает тот факт, что для передачи полномочий, Петрова уже за год до этого перевели в «Украину» заместителем. В начале двухтысячных санаторием руководил Павел Анастасович Андроникиди, занимавший должность директора.
Почти полувековой период с окончания Великой Отечественной войны можно с полным основанием считать для «Украины» эрой процветания. Здравница работала с полной нагрузкой все эти годы, вплоть до начала боевых действий грузино-абхазского конфликта в 1992 году. 5-го октября, когда шла боевая операция по освобождению Гагры, в районе санатория «Украина» проходила линия боевого соприкосновения. В эти дни территория санатория и автомобильного моста, где находились позиции бойцов абхазских формирований, подверглись ракетно-бомбовому обстрелу с двух вертолётов МИ-24, один из которых был сбит и упал неподалёку в море. Следы осколочных брызг были видны на оштукатуренных фасадах жилого и административного корпусов «Украины» вплоть до проведения недавнего капитального ремонта.
Фото 2010 г.
Десять лет последующей экономической изоляции Абхазии были, пожалуй, самым тяжёлым временем для всего населения республики. Коллектив работников санатория был сокращён до минимума, но и в эти годы не прекращалось снабжение из Киева. Финансовая поддержка позволила сохранить в консервации имущество, и в 2002-м году, с разблокированием абхазо-российской границы, санаторий одним из первых вновь принял отдыхающих.
Фото 2010 г.
Фото 2012 г.