Истинно мягкими могут быть только люди с твёрдым характером: у остальных же кажущаяся мягкость — это в действительности просто слабость, которая легко превращается в сварливость...
Франсуа де Ларошфуко
Никто не возвращается из путешествий таким, каким он был раньше...
Конкурс «Бриз»
Я давно хотел посмотреть на Сухум откуда-нибудь сверху, и Света предложила расширить нашу географию новым направлением из серии «жизнь самобытной Абхазии».
Удивительно, но когда около двух часов ночи мы всё-таки пошли спать, мой «рубильник» заело, и он долго отказывался отключать перенасыщенное сознание.
Пришлось даже уговаривать его и напоминать о совести.
На что только не пойдешь, лишь бы всю ночь не смотреть в потолок, особенно, когда уже почти сутки на ногах.

Например, Богомолов посчитать… Фото из архива сезона 2012
Вполне закономерным результатом стало пробуждение ближе к полудню.
Только в районе одиннадцати часов сварганили завтрак и, подкрепившись, обрели бодрость и желание продолжить активный отдых.
Первым делом пора было выгулять «Патриота». Сначала стоило заглянуть на мойку, а потом на очереди была заправка.
За ночь с машины на бетонный пол гаража насыпало приличное количество сухой земли.
Придется прибираться перед отъездом на родину.
Ближайшая проверенная мойка была на проспекте Победы.
Именно на неё мы и приехали отмывать засохшую грязь, которая кусками отваливалась на ходу из-под машины.
По моим наблюдениям, в Абхазии местные автовладельцы очень любят мыть свои машины.
Много раз замечал, как приезжают ради водных процедур вполне чистые по нашим меркам автомобили.
А пока машины ждут своей очереди, хозяева с явным удовольствием тусуются друг с другом.
Чем не вариант простого и эффективного лекарства от скуки?
Вот из-за одной такой тусовки нам и предложили не ждать, а приехать примерно через час по предварительному от них звонку и записали мой номер мобильного телефона.
Идея, где и как скоротать вынужденное ожидание появилась сама собой.
Время то обеденное, а значит, пора ехать на обед по устоявшейся традиции в армянскую столовую.
Рассекать по Сухуму на куске серой грязи меня совершенно не смущало.
Привычка – вторая натура.
У себя на родине много раз приходилось возвращаться из деревни через весь город с целой «клумбой» на крыше…
На парковке было слегка тесновато, и пришлось заехать на бордюр, чтобы не испачкать одежду при выходе, зато когда мы вернулись, свободного места рядом с «Патриотом» было ещё на пару машин…
Как же все-таки замечательно на отдыхе спокойно и не спеша набивать себе полный живот разнообразной вкусной снедью, а потом, чертыхаясь и обвиняя себя во всех смертных грехах страдать от переедания.
Да, плохо, не спорю, но как же трудно вовремя остановиться…
По звонку, все сытые, но не все довольные вернулись на мойку превращать наш гряземес в приличный внедорожник.
Нелегкая это работа, сбивать водой сухую абхазскую землю, твердую как асфальт, с кузова большой машины.

Самое чистое место...
В роли часового я без малого два часа не отходил от «Патра», пока над ним напряженно колдовали два паренька. За это время Света, Дима и Сережка успели нагуляться по соседнему району. А мне оставалось только терпеливо стоять и переминаться с ноги на ногу, либо, отбросив всякие условности расположиться прямо на пыльной дороге. Настойчивые мысли о втором варианте меня преследовали весь последний час, пока я не оказался в своей машине, чему был безмерно рад.
Справедливости ради должен отметить, что автомобиль отмыли на отлично и основательно навели порядок в салоне. За работу мы заплатили всего триста пятьдесят рублей, что было очень дешево по сравнению с привычной для меня стоимостью.
И всё казалось просто замечательным, кроме острой нехватки времени для нашей поездки в отдаленную и необитаемую местность под названием Манея.
Потеряв в общей сложности чуть больше трех часов, мы поспешили покинуть Сухум в северном направлении, но на выезде из города, остановились у популярной местной достопримечательности – древнего Беслетского моста.

Беслетский арочный мост
Впервые побывать на удивительной каменной арке и сделать несколько фотографий я был просто обязан.
В кадр попал и блестящий как начищенный самовар УАЗ «Патриот».

Вот бы прокатиться по этому мосту…
Историческая справка:
Беслетский арочный мост (другое название – мост царицы Тамары) – одно из замечательных произведений инженерного искусства средневековья. Построенный еще в XI-XIIвв, Беслетский мост является единственным сооружением в Абхазии подобного типа, сохранившимся до наших дней, причем почти в неизменном виде. Он представляет собой каменную однопролетную арку, длиной в 13 метров. Свод выложен из цельных плит известняка. Кладка свода сделана на прочном известковом растворе (как известно, древние строители гасили известь для раствора в течение трех-пяти лет). Мост переброшен через реку Баслу (Беслетку), откуда, собственно, и берет свое название. Интересно, что свод моста приподнят таким образом, чтобы учитывать необходимость пропуска воды во время сильных паводков. Видимая хрупкость моста очень обманчива – его грузоподъемность и в наши дни составляет 7-8 тонн, т.е. он и сегодня может быть пригоден для передвижения грузового транспорта. Прямо на мосту растут самшит и плющ, что придает ему живописный романтический вид. Считалось, что мост был сооружен генуэзцами и венецианцами, но в 1935 г. на боковой стороне арки моста была обнаружена надпись, сделанная на старогрузинском языке «асомтаврули», которая, согласно расшифровке, читается так: «Христос-владыка, всячески возвеличь в обеих жизнях». В нижней же части левобережного устоя моста сохранилось изображение креста и буква «Т», по палеографическим признакам которых, собственно, мост и отнесли к XI-XIIвв.

Штурман и видеооператор поездки — Дмитрий
После небольшой фотосессии, участниками которой главным образом были мы сами, а заодно машина и все окружающие нас архитектурные объекты давно ушедшей эпохи, мы начали погружение в настоящий и чуждый нам мир абхазских сел.

Это удивительно, но иногда очень-очень редко "Патрик" бывает и таким

Присел отдохнуть автор данного повествования...


Продвигались мы большей частью наугад, время от времени сверяя общее направление с генштабовской картой на навигаторе. Несколько раз заезжали в тупик, разворачивались и выбирали другой поворот, другую дорогу или в целом направление.

В погоне за светом...
Такие блуждания один раз привели нас на кладбище, а во второй раз мы заехали на большую заброшенную и когда-то огороженную территорию с одним большим частично разрушенным зданием.
Коллективно решили, что приехали во двор либо бывшей школы, либо иного общественного учреждения.
Дважды проезжали мимо необычного по своей архитектуре храма, который находился в стадии восстановления и эффектно диссонировал с повсеместной разрухой, заброшенными домами, которых много, очень много.

Периодически поневоле напрягаешь воображение, чтобы представить, как выглядела местность десятки лет назад.
Особое внимание требуют к себе линии электропередач, провода которых несколько раз задевала антенна стационарной радиостанции.
Не удивлюсь, если электричества в тех краях чаще нет, чем есть.
Опоры линий держатся из последних сил под самыми разнообразными углами относительно земли.

Местами до проводов можно достать рукой!
Если в городах энергораспределительные сети ещё более или менее живые, то в большинстве отдаленных районов они работают на честном слове.
Неуклонно приближался вечер, но возвращаться, пока окончательно не стемнеет, мы не хотели.
Признаков жизни попадалось всё меньше, а мы забирались всё выше, пытаясь догнать ускользающий солнечный свет.


Неожиданно дорога преподнесла нам сюрприз: за очередным поворотом «Патр» выехал на вполне приличное асфальтовое покрытие.
Приглядевшись, стало понятно, что перед нами вовсе не новая дорога, а хорошо сохранившаяся старая.
Да и с чего в такой глуши появиться новой дороге, когда по всему пути жилой зоны мы тряслись по каменистой грунтовке с редкими плешками разбитого в прошлом веке асфальта?
Отсутствие даже редкого движения в этом направлении многозначительно подчеркивал разросшийся кустарник, препятствующий продвижению и откровенно царапающий бока нашему «коню».
Ещё через несколько километров резко пропали последние следы цивилизации, а вместе с ними и солнце.
Мы находились в высокогорном селе Манея, но ничего не видели кроме буйной разнообразной растительности.
Природа поглотила культурное наследие покинутого людьми поселения, в котором ещё во времена СССР было около сотни дворов.
Краткая историческая справка по причине отсутствия достоверной информации в открытых источниках:
Манийа (Манея) — греческое село, образованное в конце XIX века.
Соответствует современному селу Арычхуца Сухумского района.
Грузино-абхазская война (1992–1993 гг.) сделала свое черное дело: основное греческое население выехало на свою историческую родину.
Манея территориально входит в ведение администрации села Акапы.
На сегодняшний день в населенном пункте Манея вообще никто не проживает.
Спустя несколько минут стало совсем темно, и пора было возвращаться.
Вот только «Патриот» был способен протискиваться как состав в тоннеле исключительно прямолинейно, и ни о каком развороте не было и речи.

Заехали, так заехали…
«Отличный план» — вспомнил я любимую фразу одной, давно знакомой девушки…
Придется идти на разведку пешком…
С трудом выйдя из машины, я мгновенно почувствовал себя очень неуютно, как тот самый незваный гость, но собравшись с духом, немного прогулялся с фонариком в поисках места для разворота.
Дорога, превратившаяся в тропинку, закончилась на узкой возвышенности и, петляя, уходила куда-то вниз.
На самом верху нашелся маленький пятачок неровной, но относительно свободной площадки в несколько метров, где и необходимо было выполнить разворот с одной попытки: с обеих сторон зияющий чернотой обрыв, а над головой красивый полумесяц на фоне холодной космической бездны.
Романтика…

Романтишно?
С помощью Димы разворот получился без проблем и в кромешной тьме я поспешил куда-то вниз в привычное бездушие современной цивилизации.
До Сухума добрались молча и только у дома пришли в себя, как будто очнулись от неизвестного наваждения…
Полночь, эмоциональная усталость и всепоглощающее желание добраться до кровати.
Впереди короткий сон и новый на этот раз предельно суровый и крайне экстремальный поход.
Разумеется, заранее мы об этом не знали, никто не знал…
Объектом нашего предстоящего исследования стала горная река Мцага, начиная с места её впадения в Аапсту.
Основной целью очередной «лайтовки» Паша обозначил поиск затерянного каскада водопадов в пределах десяти километров вверх по течению.
Приходится признать забавный факт, что большинство нормальных туристов приезжающих на черноморское побережье купаются в теплом море, а мы, как большие оригиналы, в ледяных горных реках.
За весь срок отдыха сезона 2014 года на побережье я был по случаю всего один раз и то ради того, чтобы помыть руки, но вместо этого успешно искупался в одежде и обуви по колено в воде из-за шальной волны на фоне спокойного прибоя.
«Жить в двух шагах от моря и не искупаться? Непорядок!» — подумал кто-то и исправил недоразумение…
В следующей части расскажу о кульминации отдыха из серии: «если наступит завтра».
Не переключайтесь
Последнее редактирование: