Вспомнилась другая Олимпиада.
Инфарктный финальный матч СССР - Чехословакия на Олимпиаде в Инсбруке.
Последний, решающий матч с командой Чехословакии стал венцом хоккейного турнира и самих Олимпийских игр 1976 года в Инсбруке. Цена этой победы была немалой. После первого периода табло ледового дворца в Инсбруке показывало 2:0 в пользу чехов.
На 27-й минуте двойное удаление в нашей команде. Редкий случай - одновременно судьи оштрафовали на две минуты двух игроков - Бабинова и Жлуктова. Это - почти стопроцентный гол для такой команды, как чехословацкая, где защитники владеют мощными бросками, а форварды больше всего ценят оперативный простор.
Б. Михайлов: "Уверен, не было в практике сборной Чехословакии такого случая, чтобы не забила она в такой ситуации гол. Я посмотрел на ребят. Увидел, они взяли себя в руки. Шадрин, Цыганков и Ляпкин выходили на лед спокойные, выходили, будто обычное дело делать.
Когда кого-то из ребят поехал заменять Васильев, я крикнул вслед: "Ребята, продержитесь только, а мы, как выйдем, сразу забьем". И точно: они продержались, а мы забили".
Г. Радчук, специальный корреспондент еженедельника "Футбол - Хоккей": "Наверное, эти две минуты еще долго будут сниться чехословацким хоккеистам и тренерам. На поле происходило нечто непонятное, необъяснимое. Шайба не только не побывала в воротах Третьяка. Ему, сделавшему в матче многое для победы, спасшему ворота после двух выходов Эбермана один на один, в эти две минуты
практически не пришлось вступить в игру. Ни Махач, ни Поспишил - признанные снайперы - ни разу не получили возможности для броска. Ни Мартинец, ни Штясны - самые изворотливые и изобретательные форварды в команде - ни разу не сумели приблизиться к нашим воротам. Ляпкин, Шадрин и Цыганков совершили чудо! Как им это удалось - непонятно, но они перекрыли все подступы к цели, ближние и дальние, и отодвинули игру почти к центральному кругу. Ни один чехословацкий хоккеист ни разу не получил шайбу в спокойной обстановке, его обязательно в тот миг теснили к борту, атаковали, мешали увидеть партнера, набрать скорость.
Когда Бабинов и Жлуктов появились на льду, я оглядел ложу прессы. И мне показалось, что на всех лицах я прочитал одну мысль, в том числе и на лицах чехословацких журналистов: все, судьба игры решена, сборная СССР ее выиграла. Пусть счет 0:2, но наши непременно отыграются".
О. Белаковский, врач сборной СССР: "Когда все трое, выстояв, вернулись на скамейку, вокруг защелкали фотокамеры, а я принялся растирать ребятам виски нашатырным спиртом, приводить в себя. Это только кажется, что пробыли они на льду две минуты. Много больше - мы же говорим о "чистом" времени. А так клади не меньше пяти минут. А нагрузку какую они выдержали! Отошли немного - и снова в бой. И даже символично, что первую ответную шайбу в ворота Холечека, блестяще, между прочим, игравшего в тот вечер, провел именно Шадрин на 33-й минуте. А еще через пять минут Петров сравнял счет. Ничья в принципе нас устраивала. Но о ней никто и не помышлял - все жаждали победы".
Например, здесь:
https://tushinetc.livejournal.com/407003.html (впрочем, я эту историю помню почти как вчера - уверен, что не я один).