Лабиринты_памяти

webazz

путник неспешный,
#1
Пока отчетик без фотографий... Их просто нет. В то время мы снимали на "Смену" или на "Зенит" и приходилось экономить кадры...
Пока здесь будут лишь воспоминания, свежего нет...
Вот схожу летом по "местам былой боевой славы", - тогда проиллюстрирую.

А сейчас тешу себя мыслью, что удастся мне развеять вашу грусть-печаль перед понедельником.
А может и позабавить вас...:wink:
 

webazz

путник неспешный,
#2
Безымянный_город

Было это в далёком 1985-м.
Дорога с перевала Аданге на Бзып была тогда хорошо разработана и доходила до нарзанов Башхацара. Далее вела торная тропа и мы, подгоняемые голодом и сроками, неслись по ней полубегом как взмыленные кони. Нам надо было за пару дней добраться до пункта, где в окружении лесов и скал Юпшара встречается с Гегой.
Мне придется сделать отступление от основной нити, чтобы прояснить вам хоть немного ситуацию и участников.
Мы были вдвоём с моим тогдашним 14-ти летним партнёром по связке, юным скалолазным дарованием Сеней. Пару дней назад мы успешно прошли свои желанные маршрутики на Кара-Кая и Главном Аксауте из северных карачаевских долин и, окрыленные успехом восхождений, теперь неслись на запад, к озеру Рица.
Путь не близкий!

С кубанского севера проще всего было через перевал Западный Аксаут и горб горы Снежной переметнуться на Карач и спускаться к грохоту и водяной пыли водопада Азырт. Что мы быстренько и сделали по сказочной погоде в первый день.
Со Снежной на юге - дымчатый малахит абхазских хребтов в жарком августовском мареве! Лишь зубастая Шьхапидзга напротив поблескивала мини-ледничками в своих северных карах.
Главный хребет и этот покатый снежный купол здесь часто прикрыт облаками чтоб не таял, но для нас ветер разбросал их в стороны - это был подарок! Достать то, что обычно недосягаемо... это прекрасно! Мы видели Абхазию от клыков Ходжала до ледника Химсы!

Но некая идея-фикс торопила нас и вот мы уже внизу, у рокочущего Азырта. Тогда здесь, чуть ниже водопада традиционно останавливались на ночлег группы с Марухского перевала, который проходим был даже для детей. Здесь, на этой ночевке мы с Сеней окончательно выбрали западный вариант прорыва к Рице.
Да, тут была у нас дилемма. Когда находишься на реке Южный Марух или даже дошел до Марухской поляны и имеешь своей целью Рицу, - тут перед тобой два пути: восточный и западный. Первый - пешкодрально-колесный: вниз 30 км по Чхалте по дороге где могут подвезти (или нет), затем на ПАЗике в Сухум, затем на электричке до села Бзып и на попутных туристических автобусах к озеру. Он кружной, этот путь, но две трети его будешь на чём-то ехать. Второй - покороче, но чисто весь ногами через Аданге и по бзыпской тропе до Псху и лишь там была надежда на попутке-лесовозе умчаться к слиянию Юпшары и Геги.
Нами был выбран второй вариант и здесь всё зависело лишь от силы наших ног. Итак, мы возвращаемся к прерванному рассказу, где мы просто горели желанием побыстрее проскочить всю Бзып до Псху.
 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#3
Вот же прыть и дурость молодости..
Сейчас я горько смеюсь над этим "проскочить", но в то время это было очень естественно для тех молодых мышечных сгустков, какими мы тогда были.
Подстёгивало нас сознание того, что суровая, восходительская часть мероприятия была успешно завершена а все лимиты продуктов были исчерпаны. Мы и не взглянули даже в сторону целительной чёрной воды Башхацары, мы не желали распиваться нарзаном из божественно-вкусных источников Шхабзцы, мы не собирались останавливаться и любоваться гладким барьером Герванту. Мы мчались вперед и влекла нас сильнейшая из сил мира! :wink:

Торопиться вперед нас призывала дата, которую мы знали, то есть был некий срок и мы торопились в точку встречи, ибо начиналась приятная и прекрасная часть мероприятия. Начинался новый поход в котором была всего лишь пара мужиков и дюжина прекрасных девчат и вознамерились они в августе совершить переход от Гегского водопада через Пшегишхву на Малую Рицу и там уже отвисать и матрасничать!
Они везли всё необходимое для похода, - нам надо было просто прибыть к его началу. Ведь мы в этом походе были бы существенным подспорьем: там слишком много девчат, а безводье Пшегишхвы - зверское испытание; там в августе можно и костьми лечь.
Поэтому мы старались и, высунув языки, бежали вниз по Бзып, торопясь растворить свои изможденные мощи в нирване ласкового женского окружения и заботы. Мы оба, а особенно юный Сеня, конечно же, были любимцами в том коллективе и поэтому понятно было наше рвение окунуться побыстрей в Океан Женского Понимания. Так я сейчас это называю... :coffe:
 

webazz

путник неспешный,
#4
И вот - верхний бзыпский мост.
Тогда он ещё существовал и давал возможность перехода через бурную Бзып и идти по Убушу к леднику Химса. Здесь было мощное кострище и эфемерный балаганчик из жердей и полиэтилена.

...И здесь около костерка явно поджидали нас две пары очень интересных глаз. Во всяком случае у меня сложилось впечатление, что нас ожидали - так просто и ясно повернулись от своих дел к нам эти люди.
Встречи в горах - это всегда интересно. Встречи, подобные этой - событие, которое цепляет тебя на всю жизнь.

Два старых, абсолютно седых человека стояли перед нами. Их принадлежностью были два предельно неудобных для туризма кургузеньких рюкзачка-колобка. Эти нехитрые брезентовые мешочки стояли полусобранные на широких обтесанных бревнах, обрамляющих кострище с трех сторон.
Мы, невольно заинтересовавшись, - уж больно редкий для гор тип странников повстречался нам, подошли к их костру и сбросили рюкзаки. Повод остановиться был. Нам тоже необходим был отдых, хотя бы иногда!

Они были давние супруги, мы сразу же почувствовали это потому как коротко и скупо, с почти телепатическим пониманием общались они меж собой. Старик строго смотрел на нас большими чёрными глазами, седые мохнатые брови его были насуплены так, что говорили о внутренней дисциплине и беспрестанных размышлениях, но уж никак не о врождённой весёлости.

Она же, напротив, взирала на нас с невероятной теплотой и давно уж нами в горах позабытой материнской лаской. Любой сын, вырастая и становясь мужчиной, и выходя на тропу своих подвигов, и утомившись наконец иногда от них, замирает вдруг на пару минут в суете и вихрях своей жизни и тогда влажнеют его веки... но, обычно никто не видит его в эти минуты, - лишь внимательные глаза матери, и он тоже в эту минуту видит только их перед собой.
Вот именно так глядела этa старая женщина, причем мне казалось, что смотрит она всё время только на меня, игнорируя юного Сеню. Морозные мурашки начали знобить мою спину и не проходило это до конца нашей встречи... Меня не покидало чувство, что знаком ей некий таинственный язык, дающий право и возможность заглядывать запросто в глубину наших душ и нехитрых характеров горопроходцев... И потому невольно искал насмешку в её взоре. Но не находил.
 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#5
Разбирая и перекладывая свою поклажу, - обычная вещь на привале, незаметно приглядывался к "хозяевам"; по неписаным походным законам мы были в "гостях", так как они пришли на бивак и расположились здесь раньше нас.

Его одеяние - обычные бежевые походные бриджи с заправленными под них шерстяными гетрами, простая светлая льняная сорочка. Он был очень худой, если не сказать, суховатый. Она - такая же по комплекции; что называется без малейших весовых излишеств. Но одета она была, - тут у меня глаза на лоб - одета она была в простенький такой, фланелевый домашний халатик на множестве пуговок! Оба в кедах или в чем-то подобном, очень легком...
Представил я тогда, что раньше, в свои трудовые годы работала она скорей всего учительницей в сухумской школе и тогда её серые глаза смотрели с той же добротою, но на детей, на учеников своих. А сейчас вроде как мы уже были её учениками.

Она естественно и наглядно показала нам при встрече как мало нужно барахла для себя в этой жизни.
Всё было ясно как божий день; нам ненавязчиво говорили:
-- Богат не тот, кто много имеет, а кто нуждается в малом.

Между тем, костерок потрескивал, чёрный немного измятый котелок висел над огнём и чай из собраного ими где-то по пути лимонника и чабреца был заварен прямо при нас. Мы были привычно приглашены к чаю и я достал грамм 300 последней халвы из заначки - Сеня взвыл от восторга! Он и не подозревал, что у нас ещё чего-то оставалось из съестного, так как весь сегоднящний день мы шли уже на подсосе, попив с утра жиденькой кашки-маночки и выскребя-вылизав котелок последними сухариками..
Сенин рюкзак был доверху забит веревками и металлическим снаряжением, вещами также точно нужными здесь в бзыпских лесах как, к примеру, чернильница или мастерок штукатура. Я же умудрялся среди фотокамер, касок и нашей скальной спецобуви кой-чего прятать ещё у себя, чтоб хоть иногда радовать сюрпризами неокрепшую мальчишечью душу.

Бабушка оценила мой отеческий поступок кивком понимания и подошла к своему "колобку". Её руки прикоснулись к завязкам чтобы достать что-то к чаю.
Когда она сделала это, - а именно этот момент запомнился мне отчетливей всего из всей нашей встречи, то, наверно, где-то внутри меня прогремел невероятной силы гром или запели трубы - так силён был шок от увиденного! Ведь больше всего тогда хотелось мне хоть краем глаза увидеть с чем они ходят, оценить их снарягу - вещь вполне понятная. Любой путешествующий поступает так, бросая с интересом взгляд на снаряженность встретившегося на тропе собрата. Тем более, что эти старики были из абсолютно другого туристического поколения! Тем более, в те времена, когда многое из снаряжения мы изготовляли своими руками и была масса индивидуальных разбросов, диктуемых удобствами и личными предпочтениями...

В тот момент когда её худенькие пальцы развязали шнурок и расширила она горловину своего рюкзачка-котомочки, мы подались вперёд и вытянув шеи увидели, что заполнен он до краёв и до верху одними лишь мелкими бубликами-сушками к чаю!
Вот был вид у нас, наверное! Хорошо представляю сейчас две наши ошарашенные, вытянутые от удивления рожи... :shock::shock:
 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#6
И такой был вкусный этот лимонниковый чай с халвой и не очень твёрдыми, но ломкими сушками!
Сушек-бубликов было море, старики совсем не ограничивали нас в голодной прыти. Румяные, хрустящие колечки их были в достаточном количестве насыпаны на опрятную тряпочку. Так что сдерживала нас только борьба с собственной совестью и отголоски давно забытых приличий, причём, Сеню, конечно, в меньшей степени, что ревниво отмечал мой зоркий глаз. Мысль о том, что эти более чем пожилые люди как-то дошли сюда, а это как минимум два перевала: Доу и Чамашха; мысль, что несли они на немолодых спинах котелок, бублики и еще что-то не давала покоя и сдерживала меня в ненасытном жоре.

Сеня же старался на славу, здоровые зубы крошили сушку, а укоры совести были не его коньком!
Потом мы ещё разлили остатки тёплого чая по фляжкам, чтобы на марше пить тёплое, а не ледяную воду горных ручьев.

К тому времени успел я уже быстро заглянуть в балаган и убедился, что нет в нём никаких следов свежей обжитости. Похоже, что не ночевали они здесь и ночевать не собирались, а был это у них лишь легкий обеденный привал, после которого - снова в путь.

-- Где же вы живете? -
подразумевая палатку или балаган, или что-то в этом роде, спросил я. Тогда меня как туриста естественно интересовало, как "живут" они здесь, на горных биваках. Но старик выцветил мой вопрос по другому, ответив:
-- Здесь есть город. Мы - оттуда.
-- Какой город? Гудаута?
-- ... Он неопределенно кивнул, строго глядя мне в глаза.
И не было сил больше спрашивать ни о чём, хотя спросить - ох, как хотелось...

Но бабуля! Это было чудо. Я мог поклясться, что смотрит она всё время только на меня и взгляд её одновременно и ясен, и ласков и при этом как-то неуловимо улыбается она. Она глядела на меня с той легкой улыбкой всезнающей матери, за которой когда-то пол века гонялся Леонардо по всей Европе. Однако, после этой встречи Сеня уверял и божился, что она глаз именно только с него и не сводила...
Впрочем, мы как-то не сговариваясь, избегали, впоследствии обсуждать всё тогда увиденное. Был какой-то переизбыток непонятности во всём этом. Это было послание нам в будущее и лишь сейчас начал я вспоминать о той диковинной встрече!

Помню, как задал им самый обычный при подобных встречах вопрос:
-- А куда идете вы?
-- На Ашимхур... -
таков был ответ старца;
-- Потом перейдем на Лабу, и далее - к Адзапшу -
это было ее добавление;
-- Как же там на Южном Псыше, - говорят, тропы очень смутные? Да и переход с Ашимхура на Мокрый - вечная неясность?.. -
пытался я хоть как-то выведать их штурманские знания и привязки;
-- Это нужно искать самому, другие не помогут, -
таков был его ответ и он врезался в память. Лишь спустя много лет пришло понимание мощи и широты его слов.

Она же добавила:
-- Нам пора.
 
Последнее редактирование:

webazz

путник неспешный,
#7
Пока мы бегали через покосившийся но прочный ещё мост на другую сторону реки - ну как же, надо было нам наметить на будущее лето новые мероприятия. Ведь хотелось и на Химсу в том числе; и тут необходим был подход вверх по Убушу по слабенькой даже в те времена тропке, - мы быстро отыскали ее начало.
Вобщем, пока всё это мы около четверти часа разведывали, - наши новые знакомые просто исчезли... Вроде как ушли..

А может?.. Боюсь думать!

...Конечно, в ту пору везде было полно балаганов и, хорошо рассчитав, можно было идти без палатки от одного к другому, ночуя всегда под крышей и с теплом очага. Но как без тёплых вещей? Ведь погода в тех местах из за близости Главного хребта выкидывает подчас те ещё фортели!
Конечно, было дров там везде более чем достаточно, да и рыба - почти во всех реках... Короче, носи спички в непромокаемом пакетике, имей небольшой топорик или пилку, не забудь рыболовныю снасть и индивидуальную накидку от дождя - и это, получается, некий обязательный минимум.
И всё.

Меня и раньше манила Абхазия, это был эдакий сундучок за хребтом, доверху полный красот и чудес, но после этого случая!... :sunny:
Такие встречи - после того, как происходят, уже никогда не отпускают и о них думаешь до конца жизни. Возвращаешься снова и снова, и с болью жалеешь, что не задал мудрым людям какого-то важного вопроса.
Хотя и догадываюсь смутно, что дали они мне достаточно и именно то, что желали дать.

А тогда впереди был "девчачий" поход, полный забот совсем иного рода, но это уже совсем другая история.. :grin: :wink:
 

neperech

единомышленник
#9
..спасибо, что нет фотографий!
необыкновенно красивые перевалы, хребты и.. и..

бублика крошки на губах
и мышцы как струны натянулись в предвкушении похода дальше..
 

webazz

путник неспешный,
#11
Всем - большое пожалуйста!

Немного корректирую текст сейчас, но это лишь легкие подшлифовки и смысл они не меняют. Насколько я понял, возможность вносить коррекции есть у автора около суток?
 
#12
webus, огромное спасибо за рассказ! Как хорошо пишите! Я очень ясно представила и стариков и красоту тех мест. И те годы.... какими они были прекрасными...
 

Тэва

участник
#16
Вкусно! Спасибо, была приятно впечатлена.Этот отчет очень похож на Вас, webus. И фотки здесь, лично мне, без надобности. Кстати, немного почитав Ваши посты, поняла, что не хотела бы знать как Вы выглядите в реале)))
 

Света Попова

дежурная кофеварка
#18
webus, ваш рассказ и без фотографий хорош! Яркое и живое описание, впечатления и настроение в дополнительных картинках не нуждаются.
Интересно будет почитать ваши свежие впечатления после посещения Абхазии.
 

chedigor

старожил
#20
Вебус, дружище, приветствую Вас!
А нет желания пройтись по тропам тридцатилетней давности, вновь пережить инстинкты молодости, как говориться, тряхнуть стариной? Конечно, нынче через ГКХ не перевалишь, но нечто подобное, замутить можно, а я бы, с удовольствием составил Вам с Сеней компанию, надеюсь у него тоже всё в порядке. Что касается стимула, то в конце маршрута можно организовать девочек, совершеннолетних, разумеется... :)
 
Сверху