Но тот человек, который когда-то давно первым прокладывал этот серпантин для машин, я думаю, был лентяй. Он не стал заморачиваться, чтобы пробить трактором-бульдозером пологий серпантин, а для этого значит надо делать у серпантина длинные ступени. Туда-сюда, туда-сюда по склону. Но это же долго и вдвое больше работы. Тот тракторист сделал короткие ступени подъема и от этого они получились очень крутыми.
И вот несколько десятков таких ступеней пришлось вытягивать нашему УАЗику. Он и ревел, он и выл и тужился, но полз и полз вверх. 20-30 метров всего ступень в длину, а перепад высоты от 10 до 15 метров за это расстояние !!! Некоторые ступени были под 45 градусов! Вот на них то не всегда получалось подняться с первого раза. Не надо забывать, что под колесами то камни, то корни, то глина, то колея, то куча старых веток и стволов толщиной с ногу. Давид вспотел. Кажется, и я вспотел. Мысленно мы все помогали УАЗу подняться.
Классная машина УАЗ ! Для джипинга в горах Абхазии, наверное, лучше нет машины.
Загорелась лампа давления масла. Масло в двигателе стало столь жидким, что не могло создать нужное давление. Сделали остановку минут на 15. Высота 1100 метров. Уже замечательно. Если идти отсюда, не велика беда. Но Давид говорит:
- Я обещал довести, я довезу! Садитесь.
Снова громкое натужное железное урчание железного сердца автомобиля. Колеса рвут землю, летят голыши и корни. Но метр за метром едим вверх. Вот снова откатились назад. Снова разгон. Очередная ступень – очередная высота позади.
Кругом глухой лес.
http://f19.gagra.link/org/41bec039c799223bf9619ad99d6297e85997b2229915317.jpg
http://f19.gagra.link/org/47cf17ee47b471f0a16f57644c7bbbdd5997b2229915378.jpg
Последние 300 – 400 метров подъема машина выжала из себя все соки. Износ двигателя за эти 15- 20 минут был как, наверное, за год эксплуатации.
Неожиданно дорога пошла вниз! 100 -200 -300 метров едем, а дорога сбрасывает и сбрасывает высоту. Но я то помню, что мне Кирилл ( RED 13 с форума) говорил «как только дорога покатит вниз, туда не ходите. Вам направо и вверх от этого места» И высота совпадала. 1475 метров.
Говорю Давиду, что все, приехали. Нам нужно назад до того перевала. Давид развернул машину на дороге шириной 3 метра. Как обычно в таком месте с одной стороны скала, а с другой стороны обрыв. Но это никогда не смущало абхазских водителей. Не смутился и Давид. Полметра влево, полметра назад, вывернул колеса. Опять полметра влево и полметра назад, вывернул колеса. И таких машинных телодвижений было около десятка. И вот УАЗ уже стоит на дороге, но мотором в обратную сторону.
Доехали до нужного места. Тут Давид увидел, что в нужную нам сторону тоже идет колея и сказал, что довезет нас пока машина проедет. Мы честно отказывались, говорили, что все, хватит, он добросил нас, до куда мы хотели. Но Давид поехал. Метров через 50 дорожную колею, которая, кстати, была глубиной до колена, наглухо перекрыло солидное упавшее поперек дерево. Все, кина не будет!.
С искренней благодарностью мы прощались с Давидом, вытаскивая рюкзаки с машины. Подавляющее большинство водителей отказались бы ехать по такой дороге и так насиловать машину. Нашли бы или придумали десятки причин, чтоб развернуться еще в начале подъема. Давид оказался порядочным. Обещал забросить до тропы, забросил. Вот так «поменяв» трех водителей, нам достался истинный мужик. Сказал, сделал.
Расплатившись с ним, мы обменялись телефонами.
- Вернетесь с похода, позвоните мне, скажите, что все прошло у вас нормально.
И начал во второй раз операцию по развертыванию машины на дороге шириной 3 метра. А мы, переобув сандалии на горные ботинки, вот возле таких грибов,
http://f19.gagra.link/org/98728010dca8885d3be91b442bade1a05997b2229915484.jpg
потопали исполнять свою мечту, на встречу судьбе и приключениям, которые не заставили себя долго ждать…
Вокруг был дремучий лес. Очень дремучий для такой высоты. Видов и пейзажей ни каких.
http://f19.gagra.link/org/e9b1495361a192c753ad2b084e7e7e745997b2229915521.jpg
http://f19.gagra.link/org/cd98bd31cd07adbe1728997265872c825997b2229915580.jpg
А высоту навигатор показывал 1900 метров. Сразу же увидали какашку медведя.
Время 17 -00. Решили часик пройти и у первого же попавшегося ручья встать на ночевку. Шли, как обычно, в режиме 20 идем 10 минут отдыхаем. Набор высоты постоянен, но не крутой. На первом же привале пожалели, что не сфоткались все вместе на начале маршрута, попросив об этом Давида. Да и Давида на память не сфоткали. А жаль.
Идем час с перекурами, Идем еще час с перекурами. Нет ручья. Идем третий час. Нет ни одного ручья и даже намека на воду. Вода, что была взята из дому, закончилась еще на первом часу пути. Теперь хочешь, не хочешь, надо идти до первой воды. Пить уже хочется не слабо.Только сухие русла.
http://f19.gagra.link/org/97cda985cf02327abeb633d962907cd35997b2229915684.jpg
Появились первые признаки хребта. Деревья стали реже, но из пейзажей все равно только макушки деревьев и сам лес. Ну и немного неба.
http://f19.gagra.link/org/e315c61a25381785cc4d1c47e9d4562d5997b2229917816.jpg
Вышли на поляну и тут, естественно, тропа сразу потерялась, т.к. поляна заросла в рост человека. Стали по поляне тыкаться туда-сюда. Уже бесила жажда. Бесили колючки и борщевик. Хорошо, что у меня в навигатор была забита первая навигационная точка это маршрута ( от RED 13) И она, как оказалось, находилась буквально в 50-ти метрах от нас. Напрямую по склону полезли к этой точке. Вышли прямо на тропу.
http://f19.gagra.link/org/22f1649cf69752ee19b48660e51d51e15997b2229915800.jpg
Высота 1625 метров. Хорошая, отличная тропа прямо гребню хребта. Сели отдохнуть. Я хотел как обычно стереть пот с лица, специально для этой цели взятым маленьким полотенцем. Нет его ! Шарю по всем карманам. Нет. Я привык ходить с таким полотенцем, поэтому его потеря в первый же день была бы большой утратой. Поняв, что потерял я его совсем недавно, скорее всего на этой поляне, когда шарили тропу в колючках, оставил ребят на хребте и стал спускаться вниз по нашим пробитым в зарослях колючек туннелям. Не нашел. Вернулся злой. Паша успокаивал, что отдаст свое полотенце.
Встали, чтоб идти дальше, тут выяснилось, что Паша потерял свою пластиковую бутылочку для воды. Бутылка для воды – очень важная часть походного снаряжения. Именно ею пользуемся чаще всего. Практически каждые 20 минут, делаешь на привале глоток воды. Когда она есть ) Найти другую бутылочку в столь отдаленном горном районе шансов мало. Некому тут бросать направо и налево бутылочки. Праздношатающие туристы сюда не забредают, а такие, как мы, имеют в единственном экземпляре.. Да и не мусорят никогда.
Но Паша уверенно стал утверждать, что уже сегодня найдет новую.
Тема пустой бутылочки вызвала новую волну жажды. У всех нас емкости были уже 3 часа как пусты. К тому же пока сейчас сидели, перекусили сухофруктами, что только усилило жажду.
Теперь Паша пошел обратно на поляну на поиски своей тары. Вернулся довольно быстро. Без бутылки, но с моим полотенцем! Ура. Хоть что-то хорошее.
Тропа шла по хребту.
http://f19.gagra.link/org/7f4d576f653f8871b0428ba38160eb4d5997b2229915836.jpg
Хребет был довольно остроконечным, сильно заросший лесом, но без больших спусков-подъемов. Шли резво, потому что было понятно, что тут водных источников нет и надо дойти до начала спуска и надо успеть спуститься до темноты. А темно будет примерно через час. Хребет стал казаться уже бесконечным.
Точка поворота с хребта на тропу была у меня отмечена в навигаторе,(высота 1675 м)
поэтому мы уверенно свернули вниз в нужном нам месте. Но и солнце уже свернуло все свои дела на сегодняшний день и нырнуло под белые облака, которые в тот момент были ниже нас и густым ватным одеялом заполнили долину между хребтами. Руслан и Наташа успели сделать кадр.
http://f19.gagra.link/org/d26e5c98a498b576a85fdaa423e071075997b2229916114.jpg