А Калуга-то!
Надвигающийся кризис нарушил спокойствие одного из самых благополучных городов России ("The Wall Street Journal", США)
http://inosmi.ru/russia/20150319/226967401.html
Калуга. — Когда шесть лет назад здесь открылся пафосный стейк-хаус в американском стиле Black Bull, это событие стало символом того, что российский провинциальный город пришел к успеху.
Сейчас ресторан готовит новое меню с учетом новых реалий. Американских и австралийских говяжьих стейков больше не подают, поскольку они попали под введенные Россией ответные санкции. Нет в меню ни дорогого импортного утиного мяса, ни фуа-гра, которые когда-то венчали салаты из рукколы. Шеф-повар Юрий Скоринов говорит, что теперь будет подавать стейки из Уругвая, российскую утку и сыр бри местного производства — поджаренный, чтобы скрыть его происхождение.
Когда в 1999 году Путин пришел к власти, Калуга была сонным заштатным городишком — забытым и заброшенным на протяжении почти десяти лет после развала СССР. Но когда цены на энергоносители подскочили, примерно 20 миллионов человек в Москве и ее окрестностях начали ремонтировать свои дома и покупать телевизоры, качественную косметику, а также свои первые смартфоны и автомобили. Зарубежные компании, стремившиеся сэкономить на рабочей силе и уйти от ввозных пошлин, начали подыскивать для производства своих товаров места поближе к российской столице.
Однако не все калужские предприятия оказались в столь сложном финансовом положении. Кремль увеличил военные расходы, что дало толчок к развитию местных предприятий, выпускающих военную продукцию. Российские ответные санкции, запрещающие ввоз ряда продуктов питания из стран Евросоюза и США, послужили стимулом для развития некоторых местных крестьянских хозяйств и агрофирм.
По мнению калужских властей, в условиях экономического кризиса области выжить будет легче, чем другим, благодаря предпринятым мерам по диверсификации экономики и строительству инфраструктуры еще в те времена, когда ситуация была благоприятной. В ближайшее время будет открыт новый аэропорт. В текущем году в области начнут работать несколько фармацевтических предприятий. Падение курса рубля дало толчок развитию компаний, ориентированных на экспорт, в том числе и крупнейших в России металлургических предприятий.
Положительная динамика есть даже в автомобилестроительном секторе. Недавно компания Continental AG отрыла в Калуге новый шинный завод. Пока он продает российскую продукцию оптовикам, поставляющим запасные части. «Во время кризиса вы думаете “могу еще поездить пару тысяч километров”, но менять шины все равно придется», — говорит директор российского представительства Continental AG Георгий Ротов.
Местные жители пытаются приспособиться к новым экономическим условиям. По словам менеджера турагентства Ксении Денисовой, на Новый год она забронировала себе тур не за границу, как обычно, а в Санкт-Петербург. Количество желающих поехать в отпуск за границу сократилось. А шеф-повар Юрий Скоринов говорит, что, если понадобится, он может составить меню полностью из российских продуктов, и все равно будет вкусно.
Зарплата рабочих на заводе Volkswagen уже почти было выросла до уровня зарплаты их европейских коллег, однако из-за падения рубля они опять стали получать намного меньше.
Председатель профсоюза Дмитрий Кожнев характеризует ситуацию как возможность посмотреть правде в глаза. «Суть в том, что мы можем показать миру реальную ситуацию, ведь наша экономика, настолько зависящая от нефти и газа, должна была когда-нибудь зайти в тупик. А теперь настал момент истины», — говорит он.
Калужский губернатор Анатолий Артамонов старается смотреть на вещи с оптимизмом. В своем интервью российской радиостанции он пообещал еще раз оценить деловой климат и улучшить его. «Скорее всего, это настоящий кризис, — говорит он, — но мы запрещаем произносить это слово».