три зимних вечера в Гагре или ода железным коням

Юсин папа

родственник
заинтересовал вон тот человек в широкополой шляпе и с усами
Прокудин-Горский со своим альбомом?

Добавлю в коллекцию Гагрских машинок.



И ещё та - на фоне второй школы и Чёрного лебедя.
А места съёмок известны? Вот с гаражом мне пейзаж кажется знакомым.
Про дороги жду, интересно.

P.S. А насчёт дач имею одну мысль. Найду ссылочку - напишу.
 
Последнее редактирование:

neperech

единомышленник
Прокудин-Горский со своим альбомом?
оо :shock: :grin: было б здорово!
пока у меня никаких мыслей..

за Голубую торпеду возле Амры мерси :grin:
И ещё та - на фоне второй школы и Чёрного лебедя.
ту постеснялась тиснуть :oops:
А места съёмок известны? Вот с гаражом мне пейзаж кажется знакомым.
один человек обещал отписаться еще в конце прошлой недели, но.. потеряла надежду.
точно Абхазия :wink:
гараж, мне показалось, на площади Гагарина. но не уверена.
[off]
А насчёт дач имею одну мысль. Найду ссылочку - напишу.
очень буду ждать. очень.
мне интересно[/off]
 

neperech

единомышленник
Голодное шоссе

потянув за ниточку, порой можно вытянуть целый клубок интереснейшего. и чем запутанней этот клубок, тем интереснее его распутывать, раскрывать для себя столько всего нового, до этого даже непомышляемого: события, факты, имена..
о некоторых именах, распутанных мною в этом клубке хочется рассказать отдельно, но это будет уже совсем другая история. поэтому ограничусь лишь полезными ссылками.

(продолжение)

11 сентября 1896 года - день, с которого началась официальная история автотранспортного сообщения.
в этот день было подписано постановление "о порядке и условиях перевозки тяжестей и пассажиров по шоссе ведомства путей сообщения в самодвижущихся экипажах", т.е. с этого дня автомобильный транспорт стал официально признан и разрешен для использования.

подписал это постановление тогдашний Министр путей сообщения, активный сторонник автомобилизации, выдающаяся личность с нехарактерной для чиновника биографией, князь Михаил Иванович Хилков.


* И.Репин, М.И.Хилков, 1903

обладая высоким профессионализмом и дальновидными взглядами он предрекал автомобильному транспорту большое будущее. по его распоряжению был куплен и первый казенный автомобиль. это был автомобиль одной из передовых французских марок "Panhard Levassor"


* памятник Эмилю Левассор, французскому изобетателю

именно князь Хилков позаботился о становлении автомобильного сообщения по Черноморскому береговому шоссе между городами Новороссийск и Сухум.

основная закладка шоссе Новороссийск-Сухум началась ещё при предыдущем министре С.Витте в 1891 году и была произведена за три года с большим трудом, с несколькими сотнями положеных человеческих жизней, поэтому оно носило название Голодное шоссе.
это шоссе называли и Анненковским, благодаря генералу М.Н.Анненкову, который и руководил работами по закладке.

трудность строительства этой дороги состояла не только и не столько в непростом ландшафте, сколько в небывалых размерах хищений материальных средств, выделенных на него.
сам Анненков, в конце концов "запутавшись в отчетах", свел счеты с жизнью.

но все же, не смотря на все трудности, строительство Анненского шоссе было завершено к 1906 году.
это было началом дальнейшего развития автотранспортного сообщения между Новороссийском и Сухумом.

для обеспечения безопасности и большего комфорта пассажиров при строительстве дороги были спрямлены крутые повороты, уменьшены уклоны, поставлены ограждения, усилены мосты. последним штрихом были рассыпка и укатка щебня.









в 1903 году министр М.И.Хилков "предпринял поездку на автомобиле с целью выяснения пригодности автомобиля для устройства сообщения по Черноморскому береговому шоссе". в эту "экспедицию" князь Хилков пригласил известных в то время автомобильных компетентных лиц - основателя отечественного автомобилестроения Петра Александровича Фрезе



и пионера российского автомобилизма, участника автогонок, члена Императорского Автомобильного Общества барона Николая Карловича фон Мекка


* Кустодиев Борис, Барон фон Мекк Н.К.

эта экспедиция доказала возможность автосообщения на таком продолжительном и сложном дорожном маршруте, как между Новороссийском и Сухумом.
в дальнейшем М.С.Хилков позаботился и об автобусном междугородним сообщении, постепенно заменяя им гужевой транспорт.
и по новому шоссе вдоль берега Черного моря побежали автомобили и автобусы, открывались торговые дома, где по пути следования можно было приобрести запасные части и бензин, и мастерские по ремонту шин







до появления отечественных по Черноморскому шоссе курсировали автобусы уже упомянутой марки Fiat, а также марки Renault


* автобус Fiat-15-Ter

* автобус Renault, 1905 год

первым же полностью отечественным, собранным из отечественных же запчастей на Рижском вагонном заводе был автобус, названный именем завода изготовителя - "Руссо-Балт"


* автобус Руссо-Балт

этот автобус был разработан с учетом российского бездорожья и изготавливался серийно.
это были "обычного типа вагоны с диванами с двух сторон, на которых размещаются 14 пассажиров". на таких автобусах уже в 1905 году можно было добраться из Сочи до Адлера за 3 часа, заплатив 1 рубль.


но начало самогО дорожного движения в Абхазии произошло задолго до появления первого автомобиля на её берегах.

со второй половины 19 века транспортным средством передвижения в крупных городах Абхазии были кареты-вагончики Луба (фамилия американского инженера) на конной тяге, двигавшиеся по узкоколейной железной дороге.



ну а ДО этого - телеги с мощностью в несколько буйволиных сил :)











тчк
или всё же начало?.. :coffe:
 
Последнее редактирование модератором:

Юсин папа

родственник
Возможно пригодится следующий факт
(к разговору о дачах)
на рубеже 19 и 20вв слово "дача" означало нечто другое, чем сейчас
"Дача - термин действующего межевого законодательства, единица генерального межевания, пространство земли, обведенное при генеральном межевании круговыми межами и приуроченное не к именам владельцев, но к именам сел, деревень и пустошей."


...конечно вряд ли были абхазские села Андреево и Булацель
но возможно дачи были построены на местности, по какой-то причине носящей имена этих людей, но не принадлежали им.
В буклетах 1905 г., рекламирующих курорт, читаем:

1. Для желающих иметь дачу или поселиться в Гаграх, нарезаны участки, продаваемые периодически с торгов, а также во всякое время по соглашению с управлением станцией...

2. За имением Его Высочества начинается урочище «Цихерва» Гагринской казённой Дачи, в котором нарезаны дачные участки…

3. «Условия продажи земельных участков в Гагринской Даче», §1:
Земельные участки Гагринской Дачи ... продаются в частную собственность для возведения частных построек.

Таким образом, действительно понятие "дача" употреблялось в значении единицы межевания. Но понятно, что здесь - это большой участок земли, принадлежащий Климатической станции, выделенный для деления его на небольшие частные участки. Т.е. - аналог различных нынешних дачных товариществ по типу СНТ. Прикупившие такие участки господа возводили на нём домик, который тоже называли дачей.
К тому же подписи к дачам содержат и конкретное указание на географическую принадлежность: дача в Евгеньевских Гаграх (официальное название имения), дача Булацеля в Цихерве.
 
Последнее редактирование:

neperech

единомышленник
Юсин папа, значит вопрос кто такие Булацель и Андреев остается открытым.. :think:
я вот читала где-то про некое писательское сообщество, в котором состояли (или же сами и организовали) Горький, Бунин, Шаляпин (упс, Шаляпин.. ну может не "писательское" оно было :wink:) и Леонид Андреев.
про первых трех мы знаем точно, что были\отдыхали\заезжали\выпивали в Климатической станции. может Л.Андреев задержался там на "дачке" :grin:
(пытаюсь отыскать зацепки :wink:)
 

Zveta

корифей
neperech,
Юсин папа,
Вам пора исторический путеводитель по Гагре издавать в соавторстве. Почитала бы с удовольствием.

Жень, а Бедия где-то по пути исследований встретилась?
 

neperech

единомышленник
Вам пора исторический путеводитель по Гагре издавать в соавторстве.
да мы в принципе этим и занимаемся :wink:))
читайте на здоровьице

Zveta, [off]
Жень, а Бедия где-то по пути исследований встретилась?
угу. мне на этом пути вАаще столько всего встречается.. я наверное о своей стране не знаю столько мелких подробностей, сколько об Абхазии, о Гагре. ну так получается. уж если я чем-то увлеклась, пригубить мне не достаточно - пока не выпью всё до капельки, не успокоюсь :coffe: :grin: (и это, надо сказать, происходит помимо моей воли, откуда-то изнутри видимо :inloves:)[/off]
 

Света Попова

дежурная кофеварка
neperech,
Юсин папа,
Вам пора исторический путеводитель по Гагре издавать в соавторстве. Почитала бы с удовольствием.

Жень, а Бедия где-то по пути исследований встретилась?
Вот, меня та же мысль посетила. Правда, сей труд достоин быть изданным хорошим таким тиражом!:grin:
 

neperech

единомышленник
опять про машинки

помучаю я вас ещё немного :str:
а вдруг кому-то как мне интересна эта тема :coffe:


если интересно самое начало моего исследования жмите сюда :grin:
я же обойдусь без предисловий, вспомню лишь имя, уже упоминавшееся ранее - С.М.Прокудин-Горский.
вот одна его фотография сделанная 100 лет тому назад в 1912 году и привлекла мое внимание на этот раз



а точнее, автомобиль на этом фото. ага, опять :grin:

глядя на эту фотографию, меня одолевали несколько вопросов: а чей же это автомобиль? и какой он марки? быть может он взят в прокат?
есть сведения, что в Гагре при Климатической станции помимо других благ курортной цивилизации был и прокат автомобилей в купе с ремонтной мастерской.



ведь курорт задумывался как развлекательно-оздоровительный комплекс, второй Монте-Карло, и необходимо было привлекать публику, способную тратить без меры, обеспечивая ей максимум услуг.
благодаря этому Гагра одной из первых услышала рев моторов железных коней.

а быть может на снимке автомобиль самого принца Ольденбургского?
в то время иметь собственный автомобиль было роскошью, позволительной не многим. но мы же знаем, что Александр Петрович был царских кровей и в числе прочих своих занятий также увлекался и автомобилями. и, как мы помним, жена его Евгения Максимилиановна была почетным членом Императорского Автомобильного Общества.
наверняка у четы Ольденбургских в Гагре был свой железный конь.

вот еще фото, где за спиной Александра Петровича припаркован некий автомобиль (помните, мы стояли на этом же месте и выясняли, что же с нашей Сивкой-Ласточкой)



на помощь мне неожиданно попался на глаза отрывок из повести Фазиля Искандера "Сандро из Чегема" (сейчас, краснея от стыда, признаюсь - произведение не читала):

"золотисто-зеленое утреннее небо обещало хороший день. лимузин "бенц", ведомый кожанным шофером-итальянцем, вместе с сонной свитой и дураком-адъютантом вез его к рабочим.

- здравствуйте, бхатцы! - гулко разнеслось в помещении мастерских, и принц Ольденбургский легко зашагал в сопровождении мастера между деятельно жужжащими станками. иногда он останавливался у станка и спрашивал у мастера, кто, что и для чего делает, каждый раз получая толковый умиротворяющий ответ. настроение улучшалось. хотелось жить и работать. а главное - эти прекрасные, сосредоточенные лица рабочих, которые без тени и подобострастия или жульничества продолжали работать даже тогда, когда он останавливался возле их станков. поблагодарив рабочих за службу, Александр Петрович уселся вместе со своей свитой в машину и поехал дальше, осматривать другие заведения местечка.

- выключай станки, - сказал мастер, проследив за удаляющейся машиной. часть станков, не нужных для дела, тут же выключили. было замечено, что принцу нравится, когда работают все станки.

взбодренный ремонтными мастерскими, Александр Петрович катил по чистому, как стеклышко, гагринскому шоссе. и вдруг недалеко от полицейского участка машина остановилась как вкопанная: посреди дороги валялся разбитый арбуз. главное, что полчаса назад, когда они здесь проезжали, ничего такого не было, и уже кто-то успел нагадить.

принц Ольденбургский медленно багровел. услышав, что машина остановилась, от полицейского участка, стуча сапогами, бежал помощник начальника полиции. адъютант и свита несколько ожили и задвигались на сиденье в ожидании развлекательной взбучки. комизм положения усугублялся тем, что помощник начальника полиции бежал сзади по ходу машины. поравнявшись с сидящим принцем, он остановился, так и не заметив разбитого арбуза.

- что это? - Александр Петрович, вытащив палку, ткнул ею в сторону безобразия.
обреченно косясь на палку, полицейский острожно заглянул за радиатор:
- арбуз, ваше высочество!
- кто?! - взорвался принц.
- не смею знать, ваше высочество!
- убхать! - и палка, выбив струйку пыли, опустиласть на мгновенно отвердевшую спину блюстителя порядка.
лимузин "бенц", брезгливо объехав безобразие, покатил дальше"
.

ага, обрадовалась я, значит был автомобиль. автомобиль марки Бенц. не он ли на фото?
по характерным чертам, таким как: форма решетки радиатора, положение фар относительно крыльев, изгиб подножки, эмблема наконец - на Бенц похож.



но для начала того века характерно и то, что были предприятия, которые делали только кузова - экипажные фабрики. на них изготавливались кароссери (так называли кузова) на шасси, приобретенных на разных автомобильных заводах.

в России одной из передовых экипажных фабрик была питерская фабрика упомянутого выше П.А.Фрезе. также была известна русская экипажная фирма "Ивана Брейтигама".

к 1912 году по дорогам Российской Империи ездили такие марки, как: французские Рено (54 шт), Делонэ-Бельвилль (61), Бразье (95), Панар-Левассор (117), немецкие Бенц (112) и самый распространенный Опель (128). а также: Мерседес, Лаурин-Клемент, Фиат, Пежо, Ролс-Ройс, Вохл, Даррак, Лоррен-Дитрих, Адлер, Форд, Паккард, Клеман-Байяр, НАГ (Nene Automobil Geselischft), Де-Дион Бутон, из отечественных же Лесснер и всего 28 машин Руссо-Балтов.

одним из самых величественных и роскошных автомобилей был Делонэ-Бельвилль. его называли царским автомобилем - Император Николай II предпочитал именно эту французскую марку. для Императорского двора автомобили изготавливались с особой тщательностью и максимальной роскошью. эти машины назывались "S.M.T" (Его Величество Царь).

Российский Император по настоящему проникся увлечением автомобилями графа В.Н.Орлова, в последствие ставшим его первым шофером, только к 1903 году. он целыми днями вместе с супругой Александрой Федоровной ездили на открытом авто по окрестностям Петербурга. в его дневниках также имеется запись о том, как они "помоторили" с графом.







для дальних поездок использовался считавшийся одним из самых быстроходных немецкий автомобиль Мерседес.
с 1905 года с появлением этих автомобилей берет начало "Собственный Его Императорского Величества Гараж".


* слева Делонэ-Бельвилль, справа Мерседес

возможно на известном фото, где Александр Петрович Ольденбургский встречает Николая II у себя во дворце в Гагре, машины из Собственно Императорского Гаража.



в 1908 году состоялась Вторая Международная Автомобильная Выставка, которая буквально перевернула вектор спокойной гужевой жизни в сторону технического прогресса.. за год до этого уже проходила подобная выставка, но примечательна именно выставка 1908 года. на ней было представлено аж 152 автомобиля разных марок и было продано более 100 единиц.




* первый автомобиль Фрезе и Яковлева представленный на выставке в 1908 году

к 1910 году в Гараже Его Величества находился уже 21 иностранный автомобиль. для царевича Алексея был куплен Пежо-Бебе



а в 1913 году поступили и отечественные Руссо-Балты. это были самые роскошные российские автомобили, на пробке радиатора которых завод имел право устанавливать символ Российской Империи - двуглавого орла.





к началу 1916 года в Императорском гараже находилось уже 56 автомобилей. кузова же всех Императорских машин, начиная с 1909 года делала только одна французская фирма - Келлер.
после революции 1917 года весь гараж перешел в пользование временного правительства. и до наших дней ни одна машина не сохранилась..


признание Императора, Международная выставка, увлеченность принца - все это способствовало тому, что мы сейчас можем вот так вот вдруг, спонтанно собраться и уже через каких-нибудь 100 лет нестись вдоль кромки моря к заветному берегу Душевной Страны.

и ведь это ещё не все​
:coffe:
 

Юсин папа

родственник
Где-то я читал конкретно про гагрские автомобили Ольденбургского. И обсуждалось, что мол, у гостиницы вроде как не принцевский, а у замка - принцевские. Не вспомню.
Ещё читал, что у кого-то в пицунде (м.б. в музее народного быта) есть карета принца.

Если только это всё мне не приснилось на почве ретро-помешательства. :)
 

neperech

единомышленник
да я уж столько всего перечитала.. кто говорит у принца был Мерседес (на мерседес кстати авто на фото тож похож), кто говорит, что принц ездил только на закрытых лимузинах..
Ещё читал, что у кого-то в пицунде (м.б. в музее народного быта) есть карета принца.
вот хорошо бы знать, где именно :coffe:
на почве ретро-помешательства.
аха :+1:
 

neperech

единомышленник
Есть, действительно в "музее всего" в Лдзаа
gallardo, спасибо
надо будет заглянуть туда
правда мы проехали не по одному кругу в Лдзаа в поисках музея и так и не нашли.
хотя таблички с указателями попадались, мы и ехали по ним, но чё-то как-то.. нет
 

Zveta

корифей
neperech
Верхний снимок во вчерашнем сообщении - очень хорош! Мастер!
Он сто лет тому назад на зеркалку снимал?))

А черно-белые фото вообще люблю. Спасибо.
 

neperech

единомышленник

neperech

единомышленник
Юсин папа, да он много где встречается
вот чем хорош тот "неправильный" сайт, что там фото представлены такого вот большого размера

Спасибо за "гонку аристократов", избавил меня от следующей "главы" :))))
кстати вот тут по линкам Абхазия и Гагра есть пара слов и о тебе :wink:
 

neperech

единомышленник
поколебавшись, я решила поставить точку в этой теме :grin:

автопробег 1911 года

действительно, было и еще одно примечательное событие, которое окончательно утвердило возможность, выгоду и необходимость автодорожного сообщения между курортными городами на Черноморском побережье Кавказа - это автомобильный пробег Новороссийск-Гагра.
этот пробег проходил в рамках большого автопробега Петербург-Севастополь на приз Великой Княгини Ольги Александровны.



он состоялся в сентябре 1911 года при поддержке Климатической станции и непосредственном участии принца Ольденбургского.
в автопробеге наряду с российскими экипажами участвовали и иностранные. всего же было более 20 автомобилей.


* барон фон Мекк Марк Николаевич на "Мерседесе", занявший 2 место


* гонщик и конструктор фирмы "Бенц" Фриц Эрле на "Бенце" занял 3 место


* Нагель на Руссо-Балте


* Меллер и Эрле на Бенцах

21 сентября из Новороссийска, куда накануне на пароходе прибыли участники, рано утром и стартовал автопробег.



на первых же верстах случилось несколько аварий из-за крутых поворотов гористого ландшафта.
серьезно никто не пострадал, но это добавило нервозности и в без того напряженную обстановку.
в Туапсе, где запланирована была часовая остановка,уже прибывшие участники пробега встречали вновь прибывших расспросами:
всё ли в порядке на дороге? не случилось ли ещё аварий?
к вечеру все участники прибыли в Аше, в имение г-на Голубева и, переночевав, в 8 утра двинулись дальше.
следующая остановка перед завершающим участком была сделана в Сочи.



до Сочи же был самый сложный участок дороги: узкие места, крутые обрывы, неудобные для проезда машин мосты.

наконец все участники автопробега вышли на финишную прямую - отрезок между Сочи и Гагрой.
этот участок действительно отличался от предыдущих 300 верст относительной прямотой и ровностью и все экипажи как "выпущенные на свободу птицы" летели с высокой скоростью.
на финише в Гагре хозяин Климатической станции принц Ольденбургский встречал лично каждого участника.



и в своей палатке угощал всех чаем.
а вечером в имение принца недалеко от его лесопильного завода [off]:wink:[/off] под раскинутыми шатрами был устроен праздничный ужин, а после и бал в Новой гостинице.



на следующий день была завершающая часть всего мероприятия - гонка на скорость.
проходила она в 17 верстах от Гагры.
криволинейный участок дороги, выделенный для гонки, не дал возможности продемонстрировать участникам все, на что способны их автомобили.
первым (по очереди) проехал г-н Орлов-Давыдов на своей "Итале", второй - Ю.Э.Меллер на "Бенце", последней была машина Стерн (Штерн) единственной женщины, участвовавшей в пробеге - г-жи Старосельской.
её машину зрители встретили овациями.

после гонки все участники вернулись в имение Ольденбургского, где был устроен шикарный пир, где на вертеле жарили барашков, тогда же и были вручены призы.



победителем гонки на скорость и всего автопробега стал интереснейшая личность - австрийский князь Алесандр Коловрат - владелец замков и пароходов, фабрик и заводов, авто- и кино- мастерских, при поддержке которого знаменитый Порше создал не менее знаменитый Porshe, одну из первых моделей которого назвал в честь графа - Sasha.


* Sasha - Коловрат и автомобиль :grin:





пройдя версту за 38,6с и скоростью 99,5 км\час, Александр Коловрат вместе со своим напарником бульдогом Йокке одержал безоговорочную победу в гонке на своем автомобиле Лаурин-Клемент



- это Австро-Венгерская марка была чрезвычайно популярна в то время как во всем мире, так и в России. автомобили Лаурин-Клемент трудились в таксомоторах Москвы и Питера, и в Климатической станции в Гагре.





так, совершенно случайно, на радость мне, я вытянула из этого же клубочка еще одну ниточку:
внимательный читатель помнит из рассказа об "осенних каникулах", что путешествовали мы на "маленькой беленькой толькочтосконвейерной" машинке.
марка той девочковой машинки - чешская Шкода.
и оказывается, что Шкода раньше была.. да-да! она раньше называлась Лаурин-Клемент и была самой известной маркой Австро-Венгрии, занимавшей все призы на выставках и гонках, как зарубежом, так и в России.
одна из моделей той "маленькой девочковой" Шкоды



так вот так! приятная связывающая жизненные параллели ниточка.
и быть может не последняя :wink:

в конце моего такого долгого, но весьма занимательного "исследования" хочется в очередной раз вернуться к благодарности в адрес Его Высочества Принца Ольденбургского



уж очень хочется мне, чтобы он знал, что все, что он с такой энергией, с таким запалом и душой создавал, и спустя 100 с лишним лет, пусть в почти разрушенном виде, приносит несравнимую радость..
за то, что мы имеем счастье любоваться делом его рук и мысли..
отыскивать в зарослях следы былых времен, ворошить фотоархивы, сопоставляя факты и делая интересные открытия..
ездить по дорогам, в конечной точке которых нас ждут удивительные и незабываемые моменты жизни.
спасибо, Александр Петрович! и всем-всем-всем..
и за Ваше внимание :grin:

:)bis:)
 
Последнее редактирование:
Сверху