Разные судьбы «рогатых» домов.
Пансионат "Гребешок" и Гиперборейский гребень мадам Кшесинской
Более десяти лет назад на сайтах новостных агенств промелькнуло сообщение, что экс-депутат Государственной Думы РФ
Константин Севенард представил сборник "Каменная книга. Статьи и справочные материалы", в котором собраны сведения о поисках артефакта Древней Руси - Каменной (Голубиной) книги.
Севенард рассказал о своей экспедиции летом 2005 года на острова Кузовского архипелага в Белом море, где в своё время побывал еще Николай Гумилев. По преданию, будущий глава Цеха поэтов нашел именно там легендарную Каменную книгу, а также в одном из каменных курганов обнаружил древнюю гробницу с захоронением, в котором нашел
золотой гребень высокой пробы. Гребень этот был передан Гумилевым Николаю II, а император, в свою очередь, как утверждает Севенард, преподнес эту уникальную находку знаменитой балерине Матильде Кшесинской - приме Императорских театров, возлюбленной последнего Российского Императора и двух Великих Князей - Сергея Михайловича и Андрея Владимировича. Дальнейшая судьба уникальной вещицы, как и других богатств, принадлежащих балерине, покрыта ореолом неизвестности и легенд.
По
воспоминаниям самой балерины, в тревожные дни ей удалось собрать одиннадцать ящиков драгоценностей - тех, что находились в доме и наиболее ценных вещей, которые были на сохранении в сейфах Фаберже. Кроме того, часть имущества находилась на даче в Стрельне. Считается, что сокровища Кшесинской именно в этот период были хорошо спрятаны и всегда оставались где-то в России. На протяжении последнего столетия их неоднократно и безуспешно пытались найти. Косвенным доказательством теории клада является тот факт, что в начале революционных событий в Петрограде, одним из первых был захвачен именно особняк Кшесинской. Сначала 28 февраля туда ворвались большевистские отряды и в течении нескольких дней искали сокровища, попутно громя интерьеры и территорию особняка. Затем, 6 июля, во исполнение решения суда, большевики были выдворены из особняка и его заняли солдаты Временного правительства, подвергнув дом повторному разграблению. Представители органов контрразведки устроили тщательный обыск здания с прослушиванием стен, пола, осмотром чердака. Но сокровища найдены не были.
В середине лета 1917 Кшесинская выехала, как ей казалось временно, до окончания смуты, в Кисловодск к находившемуся там на лечении Великому Князю Андрею Владимировичу. В начале следующего года всем казалось, что положение дел в стране вот-вот позволит вернуться в Петербург. Но, пробыв на Кавказе около года, Кшесинская все же вынуждена была навсегда покинуть Россию. Однако, даже находясь в эмиграции, она и по прошествии многих лет надеялась вернуть свои богатства, о чем свидетельствует её переписка.
Про клад вспомнили в 1937 году и под видом ремонтных работ почти полностью разобрали особняк Кшесинской, сняв штукатурку, вскрыв перекрытия и разобрав подозрительные стены. Искали на чердаке, в подвале, под видом благоустройства сада копали вглубь, вокруг особняка.
С начала 2000-х годов Константин Севенард, еще будучи депутатом Госдумы, несколько лет добивался разрешения у Министерства культуры РФ провести масштабные раскопки у особняка Кшесинской в Санкт-Петербурге, где, по его мнению, на глубине около 9 метров спрятаны сокровища балерины, в том числе - легендарный гребень. Есть также
версия, что нужно искать в Стрельне, где на берегу Балтийского моря, Матильда Кшесинская при финансовом и деловом участии Великого Князя Сергея Михайловича - крупнейшего специалиста в области военной фортификации, на протяжении несколько лет обустраивала по новейшим технологиям того времени не просто дачу, но целый комплекс автономного проживания с собственной электростанцией.
Между тем, есть и ещё одно место, связанное с именем и знаменитой драгоценностью Матильды Кшесинской. Уже многие десятки лет, среди прочих достопримечательностей, гагринские экскурсоводы и местные краеведы рассказывают о старинном особняке, расположенном в нескольких минутах езды от Гагры и носящем странное название "Гребешок". Существует легенда о якобы утерянном или наоборот подаренном золотом гребешке, владелицей которого и была знаменитая балерина. Именно в честь этого неимоверно ценного предмета более века назад якобы был назван трехэтажный замок-вилла, построенный в уединенном месте на высокой скале у берега моря. Надо сказать, что на заре курортного строительства принято было давать оригинальные и немного загадочные названия приморским виллам. В Гагре, например, известны вилла "Чёрный лебедь" и дача "Чара". Трудно сегодня сказать, действительно ли название даче дал тот самый Гиперборейский гребень, но старожилы утверждают, что этот особняк на их памяти так назывался всегда, по крайней мере ещё до Великой отечественно войны.
***
До неданего времени я и не подозревал о существовании этого красивого здания в неоготическом стиле. Много раз проезжая по шоссе мимо приметного павильона мозаичной автобусной остановки, я никогда не успевал заметить, что чуть ниже, среди деревьев, стоит настоящий замок постройки столетней давности. Впервые услышав о нём в ЖЖ у
sky-tigra, я сразу же включил его в свой летний план посещений.
Первое впечатление, когда спустился с дороги в парк и увидел особняк - это эйфория и какое-то внутреннее волнение. Пожалуй, по силе восприятия, это можно сравнить с возникшим у меня внезапным беспокойством при посещении дачи Лакобы в Гагре. Но там это было тревожное чувство. А здесь наоборот - что-то воздушное и радостное.
Снаружи просто красавец! Но абсолютно пустой внутри, как впрочем и все замки, в которых довелось побывать в Гагре.
Краска на стенах в четыре слоя. Значит ремонт в среднем - раз в двадцать лет. Но родной столетний рисунок по штукатурке лучше всего держится. Интересно, что было вклеено в середины завитушек?
Ванну с первого этажа тащить было легче.