Два берега.
По двум берегам Жоэквары в ущелье идут две улицы. По своему внешнему виду они абсолютно не похожи друг на друга. Одна - узенькая, сырая и темная с деревянными домишками. Другая - с широкой дорогой и несколькими многоквартирными домами.
***
Впервые мне довелось увидеть эту улицу 8 лет назад. В ту ночь, после первого свидания, я провожал домой свою будущую жену. Я совсем еще не знал города и был в очередной раз поражен внезапной переменой его пейзажей. Шоссе (пр-т. Нартаа) тогда немного освещалось. Но площадь Гагарина ночью, в 2002 году...
Редкое для местного пейзажа широкое пустынное пространство, в бликах от фонарей с дороги, со зловещим силуэтом универмага-призрака, статуями неработающего фонтана и полумертвой глыбой железнодорожного моста, который соединяет две нависающие горы, - все это никак не предполагало какой-либо цивилизации в глубине ущелья. Взгляд с дороги утопал в черной, какой-то объемной, бездне. Казалось, что на той стороне площади я попаду в космическую черную дыру. Была абсолютная тишина и даже шум машин с шоссе почти перестал быть слышен, как только, пройдя под аркой моста, мы вошли в густую темноту "заплощадья".
Шли медленно, в прямом смысле наощупь: ведь даже выбоины в асфальте невозможно было увидеть. Через сотню метров, внезапно показался мост, освещенный фонарем и зигзаг дороги, скрывающий уютную улицу с жилыми многоквартирными домами и цепочкой фонарей, убегающей в глубину ущелья. Если не брать в расчет горы, которые итак слились с мраком ночи, увиденная мирная картинка сильно контрастировала с тем неуютным участком пути, который оставался за спиной. И уж точно не напоминала южный пейзаж, скорее - провинциальный городок в Подмосковье.
Обратно возвращался, когда уже начало светать. Я смог рассмотреть высокие горы, подходящие к самым домам, широкое русло реки, обшитое бетоном и даже пару домиков у самой дороги рядом с площадью, которые ночью я не заметил, проходя в пяти метрах от них.
Улица, где мы живем в Гагре, носит название "Русских добровольцев". Современное название характеризует, в частности, и национальный состав её жителей. В октябре 1992 по этой дороге вглубь ущелья на грузовых машинах увозили людей. Обратно машины возвращались пустыми... Раньше улица называлась Октябрьская.
Дом наш был построен в 60-х годах по индивидуальному проекту силами его будущих жильцов. Два года, изо дня в день, после работы и по выходным все дружно спешили на стройку, а потом все вместе жили много лет.
Со стройматериалами для стен проблем не было. Щебенка - через дорогу, у моря. Правда, легально забирать с пляжа гальку не разрешалось. Ездили рано утром и поздно вечером.
Маленький дворик у дороги вырастил не одно поколение детишек. Но сейчас все они разъехались по разным городам бывшего СССР.
У дома лежит большой валун. Этот камешек упал с горы во двор около 25 лет назад во время оползня. Тогда в доме выбило стекла, а через проломленную крышу гаража неделю выгребали щебень. Повезло, что машина не стояла. Крыша и стекла давно починены, и камень стал частью ландшафта.
Во дворе есть еще "достопримечательности": высоковольтная башня и заброшенная опора от несостоявшейся объездной дороги. Эта опора появилась перед войной. Дорога должна была выйти из туннеля со стороны Гагрипшского ущелья и снова уйти в тоннель на этой стороне. Однако, планы строительства были скорректированы. Дело в том, что из недр этой горы идет водозабор для снабжения города питьевой водой (насосная станция стоит внизу, у пансионата "Кавказ"). Работы по бурению могли бы повредить источники. По-этому дорогу было решено вывести на основную трассу с площади Гагарина, а не у санатория "Украина", как планировалось сначала.
Бывший трест (второй дом по ул. Русских добровольцев) к прошлогодней вывеске о том, что строительство ведет Абхазстрой/Гаграстрой, приобрел ещё пластиковые окна. При мне привезли пеноблоки и все время они оставались лежать как бы сами по себе. Строителей или хотя бы сторожа не было.
До войны на площадке, напротив треста стояла доска почета и портреты вождей. Рейсовый автобус ходил до конца улицы, а здесь делал остановку.
Единственный магазин в ущелье. В прямом смысле - магазин "шаговой доступности": хлеб можно купить, высунувшись в окно.
Старая баня. Пользовалась популярностью в советские времена. Мало, кто имел горячую воду дома.
Дальше, за этими "городскими" зданиями, и еще по другую сторону дороги - частные дома. Тут уж кто во что горазд.
Дальше - ущелье дичает. Взгляду открываются красивейшие цепи горных вершин. Так и хочется идти не останавливаясь туда, дальше, куда глаза глядят.
Две улицы соединяет не только автомобильный мост, но и мост из кроватей.
Сохранились и опоры старого моста.
В начале 40-х годов в ущелье произошло наводнение. После ливней в горах всего за считанные минуты тихая речка взбесившись, поднялась на несколько метров и снесла деревянные бараки еще принцевской постройки.
После этого русло реки и берега были выстланы бетоном и приняли современный вид. Но трубы коммуникаций, проложенных по руслу, ещё не раз выворачивало и уносило в море после паводков.
Улица Жоэкварская имеет гораздо меньше домов. Здесь вообще особо негде развернуться. В прямом смысле слова.
А, между тем, узкая дорога упирается в ворота бывшей автобазы.
Встречаются настоящие артефакты. У кого я не интересовался, никто даже не рискнул предположить, для чего предназначен этот девайс, стоящий на кафельном полу, под открытым небом.
Кроме того, что улица узкая, в этом месте она имеет еще и сильный уклон.
Я долгое время вообще не предполагал, что дальше этого здания, от которого начинается улица, вообще есть жизнь. А вот здание, между тем, очень важное в масштабах города.
Вполне справедливо, что рядом с ним фонари горели даже в тяжелые времена: это та самая городская электроподстанция, питающая Старую Гагру, на которой регулярно что-то выходит из строя.
Пятачок перед мостом, не зря такой широкий. Когда-нибудь дойдут руки, чтобы завершить строительство объездной дороги, и здесь будет дорожная развязка. Раньше движение по обе стороны от этого мини-парка было односторонним и достаточно интенсивным. Можно заметить тротуары, окаймлявшие его по периметру и дорожки со скамейками внутри зеленого треугольника, образующие миниатюрный скверик.
Год назад на берегу Жоэквары лежали складированные пронумерованные бревна. Казалось, про них уже забыл даже хозяин. Однако, спустя год, я их застал лежащими несколько в другом порядке. Но, как и в случае с трестом, они все равно были как бы сами по себе бревна. Говорят, - это строят сауну. Зачем?
Мне давно было интересно, куда вел этот дуговой мостик раньше? Сейчас на той стороне сплошные заросли. Практически никто не обращает внимания на железо-бетонный каркас в этих зарослях, справа от моста. Первое, что приходит в голову: что-то начали строить перед самой войной и бросили. Однако, это лишь отчасти верно.
Удалось выяснить, что на этом месте много лет стоял пансионат, принадлежащий МПС. Вход и въезд в него был у первого дома по ул. Русских добровольцев (его сейчас практически не заметно в кустах). Кроме старого корпуса там были: столовая, танцплощадка, на которой было удобно кататься на роликах, хоздвор. В конце 80-х здание снесли и начали строить новый большой корпус. На этом строительство заморозилось. Как-то это было связано со строительством дороги. А тут и война...
Никаких сведений в сети по этому пансионату нет. Их нет и в довоенном перечне санаториев и баз отдыха по Большой Гагре.
Но он же был...
Вот этим ямам на площади по крайней мере 10 лет. Они не объезжаемы. Раньше их можно было объехать немного поперек дороги. Но уже так нельзя. И все трясутся прямо по ямам. Торжественно клянусь, что в следующем году, если поеду на машине, возьму пару ведер, привезу гальку и засыплю их. А, если раздобуду мешок цемента, залью бетоном.
Летние обитатели ущелья: с утра и под вечер движение очень интесивно.
Вечная мать!