Записки из моего дневника (избранное)

#61
К тому же, оно имеет многочисленные проплешены, которые с советских времен накопились из-за аварий.
Тоже изучал эти "выбитые зубы" -ограждения.
Впечатление,что они просто поставлены,но к полотну дороги никак не "прибиты".Торчащей арматуры и пр. анкеров -не видно.
 

Юсин папа

родственник
#64
Два берега.

По двум берегам Жоэквары в ущелье идут две улицы. По своему внешнему виду они абсолютно не похожи друг на друга. Одна - узенькая, сырая и темная с деревянными домишками. Другая - с широкой дорогой и несколькими многоквартирными домами.

***​

Впервые мне довелось увидеть эту улицу 8 лет назад. В ту ночь, после первого свидания, я провожал домой свою будущую жену. Я совсем еще не знал города и был в очередной раз поражен внезапной переменой его пейзажей. Шоссе (пр-т. Нартаа) тогда немного освещалось. Но площадь Гагарина ночью, в 2002 году...

Редкое для местного пейзажа широкое пустынное пространство, в бликах от фонарей с дороги, со зловещим силуэтом универмага-призрака, статуями неработающего фонтана и полумертвой глыбой железнодорожного моста, который соединяет две нависающие горы, - все это никак не предполагало какой-либо цивилизации в глубине ущелья. Взгляд с дороги утопал в черной, какой-то объемной, бездне. Казалось, что на той стороне площади я попаду в космическую черную дыру. Была абсолютная тишина и даже шум машин с шоссе почти перестал быть слышен, как только, пройдя под аркой моста, мы вошли в густую темноту "заплощадья".

Шли медленно, в прямом смысле наощупь: ведь даже выбоины в асфальте невозможно было увидеть. Через сотню метров, внезапно показался мост, освещенный фонарем и зигзаг дороги, скрывающий уютную улицу с жилыми многоквартирными домами и цепочкой фонарей, убегающей в глубину ущелья. Если не брать в расчет горы, которые итак слились с мраком ночи, увиденная мирная картинка сильно контрастировала с тем неуютным участком пути, который оставался за спиной. И уж точно не напоминала южный пейзаж, скорее - провинциальный городок в Подмосковье.

Обратно возвращался, когда уже начало светать. Я смог рассмотреть высокие горы, подходящие к самым домам, широкое русло реки, обшитое бетоном и даже пару домиков у самой дороги рядом с площадью, которые ночью я не заметил, проходя в пяти метрах от них.





Улица, где мы живем в Гагре, носит название "Русских добровольцев". Современное название характеризует, в частности, и национальный состав её жителей. В октябре 1992 по этой дороге вглубь ущелья на грузовых машинах увозили людей. Обратно машины возвращались пустыми... Раньше улица называлась Октябрьская.​




Дом наш был построен в 60-х годах по индивидуальному проекту силами его будущих жильцов. Два года, изо дня в день, после работы и по выходным все дружно спешили на стройку, а потом все вместе жили много лет.​



Со стройматериалами для стен проблем не было. Щебенка - через дорогу, у моря. Правда, легально забирать с пляжа гальку не разрешалось. Ездили рано утром и поздно вечером.​


Маленький дворик у дороги вырастил не одно поколение детишек. Но сейчас все они разъехались по разным городам бывшего СССР.​



У дома лежит большой валун. Этот камешек упал с горы во двор около 25 лет назад во время оползня. Тогда в доме выбило стекла, а через проломленную крышу гаража неделю выгребали щебень. Повезло, что машина не стояла. Крыша и стекла давно починены, и камень стал частью ландшафта.​




Во дворе есть еще "достопримечательности": высоковольтная башня и заброшенная опора от несостоявшейся объездной дороги. Эта опора появилась перед войной. Дорога должна была выйти из туннеля со стороны Гагрипшского ущелья и снова уйти в тоннель на этой стороне. Однако, планы строительства были скорректированы. Дело в том, что из недр этой горы идет водозабор для снабжения города питьевой водой (насосная станция стоит внизу, у пансионата "Кавказ"). Работы по бурению могли бы повредить источники. По-этому дорогу было решено вывести на основную трассу с площади Гагарина, а не у санатория "Украина", как планировалось сначала.​




Бывший трест (второй дом по ул. Русских добровольцев) к прошлогодней вывеске о том, что строительство ведет Абхазстрой/Гаграстрой, приобрел ещё пластиковые окна. При мне привезли пеноблоки и все время они оставались лежать как бы сами по себе. Строителей или хотя бы сторожа не было.​



До войны на площадке, напротив треста стояла доска почета и портреты вождей. Рейсовый автобус ходил до конца улицы, а здесь делал остановку.​


Единственный магазин в ущелье. В прямом смысле - магазин "шаговой доступности": хлеб можно купить, высунувшись в окно.​


Старая баня. Пользовалась популярностью в советские времена. Мало, кто имел горячую воду дома.​


Дальше, за этими "городскими" зданиями, и еще по другую сторону дороги - частные дома. Тут уж кто во что горазд.​






Дальше - ущелье дичает. Взгляду открываются красивейшие цепи горных вершин. Так и хочется идти не останавливаясь туда, дальше, куда глаза глядят.​


Две улицы соединяет не только автомобильный мост, но и мост из кроватей.​



Сохранились и опоры старого моста.​

В начале 40-х годов в ущелье произошло наводнение. После ливней в горах всего за считанные минуты тихая речка взбесившись, поднялась на несколько метров и снесла деревянные бараки еще принцевской постройки.​
После этого русло реки и берега были выстланы бетоном и приняли современный вид. Но трубы коммуникаций, проложенных по руслу, ещё не раз выворачивало и уносило в море после паводков.



Улица Жоэкварская имеет гораздо меньше домов. Здесь вообще особо негде развернуться. В прямом смысле слова.​


А, между тем, узкая дорога упирается в ворота бывшей автобазы.​


Встречаются настоящие артефакты. У кого я не интересовался, никто даже не рискнул предположить, для чего предназначен этот девайс, стоящий на кафельном полу, под открытым небом.​


Кроме того, что улица узкая, в этом месте она имеет еще и сильный уклон.​


Я долгое время вообще не предполагал, что дальше этого здания, от которого начинается улица, вообще есть жизнь. А вот здание, между тем, очень важное в масштабах города.​


Вполне справедливо, что рядом с ним фонари горели даже в тяжелые времена: это та самая городская электроподстанция, питающая Старую Гагру, на которой регулярно что-то выходит из строя.​



Пятачок перед мостом, не зря такой широкий. Когда-нибудь дойдут руки, чтобы завершить строительство объездной дороги, и здесь будет дорожная развязка. Раньше движение по обе стороны от этого мини-парка было односторонним и достаточно интенсивным. Можно заметить тротуары, окаймлявшие его по периметру и дорожки со скамейками внутри зеленого треугольника, образующие миниатюрный скверик.​




Год назад на берегу Жоэквары лежали складированные пронумерованные бревна. Казалось, про них уже забыл даже хозяин. Однако, спустя год, я их застал лежащими несколько в другом порядке. Но, как и в случае с трестом, они все равно были как бы сами по себе бревна. Говорят, - это строят сауну. Зачем?​




Мне давно было интересно, куда вел этот дуговой мостик раньше? Сейчас на той стороне сплошные заросли. Практически никто не обращает внимания на железо-бетонный каркас в этих зарослях, справа от моста. Первое, что приходит в голову: что-то начали строить перед самой войной и бросили. Однако, это лишь отчасти верно.​

Удалось выяснить, что на этом месте много лет стоял пансионат, принадлежащий МПС. Вход и въезд в него был у первого дома по ул. Русских добровольцев (его сейчас практически не заметно в кустах). Кроме старого корпуса там были: столовая, танцплощадка, на которой было удобно кататься на роликах, хоздвор. В конце 80-х здание снесли и начали строить новый большой корпус. На этом строительство заморозилось. Как-то это было связано со строительством дороги. А тут и война...​



Никаких сведений в сети по этому пансионату нет. Их нет и в довоенном перечне санаториев и баз отдыха по Большой Гагре.
Но он же был...​



Вот этим ямам на площади по крайней мере 10 лет. Они не объезжаемы. Раньше их можно было объехать немного поперек дороги. Но уже так нельзя. И все трясутся прямо по ямам. Торжественно клянусь, что в следующем году, если поеду на машине, возьму пару ведер, привезу гальку и засыплю их. А, если раздобуду мешок цемента, залью бетоном.​



Летние обитатели ущелья: с утра и под вечер движение очень интесивно.​


А это местные обитатели промышляют. Провинциалов сразу заметно. Столичные собачки выглядят совсем по-другому. http://img-fotki.yandex.ru/get/5800/eyusin.7/0_53ae2_7508eb67_XXL.jpg


Вечная мать!​

 
Последнее редактирование:
#65
Юсин папа, замечательная прогулка по ущелью!

В связи с войной Жоэкварское ущелье упоминают почему-то в мрачном свете.. Почему?
 

Юсин папа

родственник
#66
В связи с войной Жоэкварское ущелье упоминают почему-то в мрачном свете.. Почему?
По-этому
В октябре 1992 по этой дороге вглубь ущелья на грузовых машинах увозили людей. Обратно машины возвращались пустыми...
Там и памятный камень стоит.
 

Юсин папа

родственник
#68
Очевидцам из окон домов не видно было, какой национальности люди в машинах сидят. Но, исходя из контекста событий, выходит, что мхедрионцы. Когда колонна вошла в город со стороны Гантиади, уже в тот же день у них списки были.
 

Снус Мумрик

апгрейд обезьяны
#71
Юсин папа, браво!
Огромное удовольствие читать Ваши записки. Многие из мест узнаваемы. Жаль только, что такого экскурсовода не было...:grin:
Пишите еще, пожалуйста.
 
А

Анёка

Guest
#72
Юсин папа , замечательный отчет! Чуть больше месяца назад гуляли по Жоэкварскому ущелью. Спасибо, за возможность увидеть те же места с другого ракурса!
 
Т

Ташка

Guest
#74
Юсин папа,Ваше творение нужно издавать ограниченным тиражом как наиподробнейший путеводитель по Гагре.
С такой любовью к городу написано...
 

Юсин папа

родственник
#76
Получилось так, что в один день было сразу два мероприятия: сутра поехали через Пицунду, во 2-е ущелье, а вечером еще катались на теплоходе.
Собирались поехать на автобусе, заранее узнали расписание. Забавно, что оно вывешено только на самом автобусе, а на площади, хоть это и конечный пункт, расписания нет. Ещё одна из множества местных странностей. Таких, как, например, оплата за маршрутку. В Адлере расплачиваются привычно: сразу, как зашел. По другую сторону границы - вроде, такие же люди, такие же маршрутки, а всего несколько сот метров через мост, - и расплачиваются уже наоборот, при выходе из маршрутки. Но к тому, что здесь может быть все по другому, мы уже привыкли.

В 8.00 мы вышли на площадь (по расписанию рейс в 8.10), но автобус ушел раньше. Однако об этом ничуть не пожалели, т.к. водитель пицундской маршрутки, стоявшей скромно в сторонке, увидел, что нас трое и не стал никого больше ждать. Автобус мы обогнали еще до поворота с трассы и через 40 минут высадились у Курортной зоны. К своему удивлению узнал, что там тоже есть Абаата.


Квас по Пицунде на точки развозит смешное авто.​


По 10 руб. за вход в курортную зону по-прежнему берут. Но, кто скажет «здрасьте», пускают и так. На набережную конечно зашли.​


На соснах таблички с номером. Неужели на каждой?​


Но цель поездки еще впереди. Путь до Рыбзавода на частнике не казался долгим путешествием. Тем более с местными джигитами. Однако судьба нас свела с уникальным абхазским водителем. Своей Daewoo Nexia человек явно дорожил и гордился. Мы доехали прямо до Армянского ущелья «всего» за 40 минут. Но это было самое плавное движение во всей Абхазии, не больше 40 км/ч. И он оставил свою аккуратную визитку. Правда, я ему переплатил.​


Пицундская бухта - Абхазский Эдем.​





По пути от Второго к Третьему ущелью скалы практически соединяются с морем. От нехватки места в одном ряду приходится загорать коровам, людям...​

Второе ущелье снова меня удивило. Как я уже писал в начале, в первый свой визит в 80-х, я удивился вообще внезапному появлению за стеной скал этого уютного пляжа, полного народа и музыки. Будучи взрослым, я уже удивлялся другому: "Когда мне открылся пляж, первое, что поразило – это не пустота, не запустенье, а то, что пляжик крохотный. Где там умещалось столько народу, не пойму." В тот раз, в 2006-м, я нашел свой лагерь и пляж хоть и целыми, но безжизненными, заросшими, в полном запустении. Теперь же я шел с ожиданием увидеть примерно то же самое...


Однако пляж открылся мне достаточно ухоженным, отстроенным, с десятками загорающих и почему-то массово ловящих крабов, людей.​




Вот как раз в их возрасте я здесь отдыхал.​


Переодевалка, оставшаяся с "тех" времен, чисто студенческая. Входом к пляжу!​



Позади – то, что осталось от МГУшного лагеря: спортплощадка. Нет заборчика, который её раньше огораживал, нет кустов по периметру. Нет и самого лагеря.​



Та самая речка Ряпш, которая постоянно искала новые пути впадения в море. Теперь её русло оформили бетонными берегами и солидным мостиком.​


Мой лагерь тоже оказался действующим уже 5-й год. Он был в свое время национализирован, сейчас принадлежит московским хозяевам. Оказывается это теперь база отдыха «Золотой берег». Я видел в нете, но по картинкам даже и не узнал.​


Новая (по-сравнению с "теми" временами) столовая и административный корпус.​



Домик, где я жил, стоял справа от этой веранды, совсем рядом. Сейчас этих домиков нет. На этом пятачке проходила вся тусовочная жизнь лагеря: два теннисных стола и телевизор были самым популярным после моря развлечением молодежи. Конечно, только в дневное время. Вечером все сидели на скамеечках по всей большой территории. За забор после 23.00 соваться не рекомендовалось. Ну, а уж, если кто на пляже оказывался, можно было и на пограничников нарваться.


Вот на этой поляне были четырехместные деревянные домики, расположенные двумя улицами, и много деревьев.​




Две линии коттеджей на горе, вдоль дорожки, сохранились.​



Место старой столовой. В ней устраивались дискотеки на открытие и закрытие смены.​


Перед обратной дорогой немного погрустили.​


Последний взгляд в сторону воспоминаний юности.​


Обед в кафешке у Монашеского ущелья подали всего через 10 минут (шашлык, правда не заказывали). Все было вкусно и красиво.​



***
Когда-то на этой площадке у Рыбзавода, мы с приятелем стояли в ожидании автобуса, который должен был отвезти нашу лагерскую смену в аэропорт. И тогда его отец дал нам по монете, чтобы мы сбегали на пляж и кинули в море. Тогда я впервые услышал, что есть такая примета. Мы кинули и я забыл об этом думать. Но примета не забыла и сработала...​




Обратно в Гагру доехали на экстремальной маршрутке. Причем поймали прямо от Рыбзавода! Получилось ещё быстрее, чем туда.​
 

Света Попова

дежурная кофеварка
#78
Пицунда.....:inloves:


"Холодильник" -в народе называется.
Ага-ага, холодно там всегда, а зимой...так на улице гораздо теплее..))


пы.сы. Таблички на всех соснах, когда сосну срубают, табличка с номером переходит на.....пенек.))
 
Сверху