Где принц Ольденбургский хлеб-соль изготовлял
Ольгинский грот
Сегодня редкие экскурсанты посещают этот укромный уголок бывшего имения Ольденбургского. Видимо, для гагрских гидов такой маршрут не выгоден, так как отдельная группа не набирается, а с "Вечерней Гагрой" в темноте там делать нечего. Но нам повезло с проводником, когда, отправившись на поиски Ольгинского грота, мы остановились, чтобы подвезти голосующего. Он как раз оказался жителем села Адзапщ и любезно вызвался показать нам «то, что редко видят гости».
Добравшись на машине до места, где дорога закругляется в петлю, мы проезжаем еще немного вперед по грунтовке, и, как-то незаметно, из просторной долины оказываемся в узком тенистом ущелье на возвышенном берегу, один на один с ручьем. В местечке у грота прохлада и безмятежное спокойствие. Это создает свою непередаваемую атмосферу. Старые постройки с надписями добавляют таинственности. Всех охватывает чувство волнующей сопричастности.
Постройки, хоть и старые, все же, видимо, советских времен. Водозаборный комплекс расположен двумя разноуровневыми ярусами и состоит из пяти-шести бетонных бункеров, за дверями которых слышится шум воды. На верхнем ярусе в сторону дороги выходит нитка магистральной трубы. Вероятно, раньше она была скрыта насыпью, а некоторые из бетонных сооружений служили шахтами колодцев.
Все двери, которые мы открываем и все камни, которые мы отодвигаем, наш проводник заботливо, но настойчиво советует непременно возвращать в исходное состояние.
Через верхний ярус, по краю оврага вдоль ручья, углубляемся дальше в ущелье и через минуту доходим до места, где его стены почти смыкаются. В этом каменном "мешке" вечные сумерки. Но мы проходим узкое место, и за небольшим изгибом "коридора" упираемся в ещё одну металлическую дверь. Здесь тупик - это и есть Ольгинский грот.
За дверью - самое нутро источника. Миллионами маленьких капель покрыты стены небольшой штольни. Сразу чувствуется уклон, но лишь через десяток шагов путь преграждает вода. Откуда-то из глубины выходит знакомая труба и тут-же скрывается под землей.
Побродив еще немного среди папоротников и бетонных "истуканов",
мы спускаемся обратно к ручью, чтобы умыться и набрать вкусной воды.
На обратном пути наш случайный гид показывает еще некоторые мелочи,
которые мы по дороге к гроту пробежали не заметив.
На керамических черепках оголившейся нитки старого, принцевского трубопровода - фирменные клейма производителя. P&M Hurll Ltd, Glenboig – некогда знаменитая шотландская компания, владеющая глиняными шахтами и шамотным производством в окрестностях местечка Гленбойг графства Ланаркшир и в Драмчапле под Глазго. Компания была образована около 1887 г. Питером и Марком Хёрл, но в 1980 году, почти век спустя, прекратила своё существование.
Этот водовод некогда обеспечивал снабжение водой фермы и бутилировочного заводика в «Отрадном».
Минеральных вод для какого-либо специфического лечения в Гаграх нет. Но верстах в десяти от Гагр, в имении «Отрадное», принадлежащем принцу Александру Петровичу Ольденбургскому, имеется минеральный источник, так называемый «Ольгинский», который дает прекрасный столовый напиток «Русский Эвиан» или «Ольгинская столовая вода». Вкус воды очень приятный и освежающий. Ольгинский источник каптирован в 1903 г. Дебет его весьма велик. Определяется он в 300 000 ведер в сутки. Воду можно иметь газированную и негазированную. Ольгинская вода могла бы иметь громадный тираж, если бы эксплуатация источника была поставлена на соответствующую высоту.
Этот завод не только газировал воду для питья, но и делился газом для углекислых ванн с построенной Ольденбургским гагринской водолечебницей.
Водолечебница с ваннами из пресной и морской воды. Кроме того, имеются углекислые и крахмальные ванны. Углекислота получается в виде газа в баллонах с завода имения «Отрадное», а затем она при посредстве особых аппаратов равномерно насыщает водяную ванну.