Записки из моего дневника (избранное)

Юсин папа

родственник
Просто несколько штрихов...

Оказывается, так же, как и в Пицунде, в Гагрском парке, все деревья имеют номерные таблички.



Этническая инсталяция с фонтаном.



Предпоследний дом на улице Русских добровольцев. До моря далековато. Но здесь тоже сдают.



Вид в сторону моря с дальнего конца улицы.



Иногда, выглянув в послеобеденное время из окна, видишь неожиданное.






2-я школа после ремонта, напоминает мне тульский пряник.



Белые барашки пасутся на альпийских лугах.


До середины 2000-х телевизионный сигнал на Гагру передавали с пицундской вышки. Показывало отлично пять программ. Потом стали давать сигнал с гагрской вышки. Не знаю где как, но в Жоэкварском ущелье его совсем не видно.



Не знаю, для чего нужен деревянный бассейн прямо у моря. Говорят, хотят запустить дельфина.


И в заключении - о погоде. Летом никогда не видел такой низкой облачности у моря, как в этот раз. Погода, как и перспектива позагорать в первые дни июля, была туманной.



Не зная где и когда сделаны фото, я бы предположил, что это Владивосток в ноябре.

 

Юсин папа

родственник
Море VS суша.


Многие, кто бывал в Гагре до середины восьмидесятых, могут припомнить, что набережная в Старой части (та, что идет вдоль парка) имела немного другую линию берега, нежели та, которую она приобрела в последние годы перед войной. Дело в том, что изначально полоска пляжа в этой части набережной была гораздо уже и ниже теперешней. На участке от пристани до колоннады, с дорожки было сделано четыре спуска на пляж. Ступеньки в некоторых местах подходили практически к морю.


Теперь же они нелепо уходят в песок, а уровень пляжа идет вровень с дорожками набережной и танцплощадкой у Главного пруда.​


Тоже самое касается ближних лестниц на пристани. Так в чем же здесь дело?

А вот в чём. Каждый год побережье и парк страдали от весенних штормов. И в то же время, с началом строительства тоннелей на объездной дороге, нужно было куда-то вывозить большие объемы выработки. Вместо строительства волнорезов, было принято решение использовать эту выработку для укрепления берега.

Как показало время, это было ещё одной глупостью, связанной со строительством дороги (о другом примере, к счастью вовремя исправленной глупости, я упомянал, когда рассказывал о том, почему во дворе дома в Жоэкварском ущелье стоит железобетонная подпора).

На протяжении нескольких месяцев самосвалами на берег возили щебень с песком и разравнивали кучи бульдозером. Какой вред это нанесло эстетическому образу набережной, мы можем видеть, глядя на заросли кустов на пляже, которые несмотря на ежегодные работы по их уничтожению, настойчиво пробиваются к солнышку.

Так же были засыпаны стоки принцевского водовода, идущие из парка. Водоёмы парка стали заболачиваться. Раньше эти коммуникации самоочищались. Теперь приходится рыть на пляже глубокие каналы, соответствующие уровню стока.

***​

Всё же, если совсем не укреплять берег, море, год от года, настойчиво отбирает себе обжитое людьми пространство.

Год назад здесь можно было загорать, расположившись поперек и оставалось ещё место, чтобы пройти.


Но за год море подступило вплотную к стене набережной у пансионата "Кавказ".
Теперь прямо к ступеням можно подавать яхту. А красавицы получили ещё одно подходящее место для фотосессий.​


Вероятно, то обстоятельство, что здание пансионата стоит прямо на берегу, заставляет беспокоиться о поглащении морем его территории. Правда, на мой взгляд, это довольно скромная преграда для стихии.​


Об этом можно судить глядя на то, что сделал с пляжем соседней "Москвы" один из мартовских штормов.​




По уровням на сваях, можно судить, насколько подмыло берег. Я помню те времена, когда под этот климатопавильон в полный рост могла заходить только собака.​


Печально, но, по моим сведениям, у хозяев санатория нет желания изыскивать средства на восстановление пирса. Через пару лет, если не вкладывать сил и средств в поддержание пляжного хозяйства, процессы разрушения примут необратимый характер. Ведь даже камни, рано или поздно, превращаются в песок.

 
Последнее редактирование:
C этими берегозащитными работами хозяева санаториев и пр. не справятся. Здесь нужна на уровне правительства программа и финансирование. Колоссальные средства по нынешним временам.
 

Юсин папа

родственник
C этими берегозащитными работами хозяева санаториев и пр. не справятся. Здесь нужна на уровне правительства программа и финансирование. Колоссальные средства по нынешним временам.
Пирс государство в любом случае не будет восстанавливать, он в собственности санатория. Для ремонта нужен плавучий кран. Не помню, сколько лямов насчитали. ((
 
Ну пирс да, я про бетон на берегу, волнорезы, волноломы и пр. Плавучий кран в Сухуме утопили, не знаю есть ли второй. Есть в Адлере, но там своих дел ого-го с Олимпиадой и пр. Да и золотым он выйдет действительно.
 

neperech

единомышленник
интересно в каком году запечатлено "беспокойство" на фото № эмм..(сразу после красавицы)

сейчас там такое ощущение, что уже много-много лет никто ни о чем не беспокоится (
 

Юсин папа

родственник
Прогулка над городом.

В один из дней я по традиции отправился на верхнюю дорогу, к принцевским замкам. В этот раз я решил пройти её всю, пока не упрусь. Но упереться не пришлось: как я уже упоминал, пройдя по горе, я смог удостовериться, что по улице Героев 16 марта можно перейти из ущелья Жоэквары в ущелье Гагрипш.

"Чайка", вернее то, что осталось от дворца принца Ольденбургского, вся в ремонте. Учитывая местные традиции вечной сиесты, старинному зданию предстоит это терпеть ещё не один год.

1.
2.

Обновленной башенке на верхнем ярусе терпеть уже меньше. И мы помним, что там злые, но достаточно равнодушные (если подходить не с центральной лестницы) собаки.

3.


Этого особнячка восстановление пока никак не коснулось. Тем он и прекрасен.

4.

Взглянем через ущелье, на соседнюю гору. Там, среди деревьев, тоже можно разглядеть несколько "архитектурных осколков" , но уже не принцевской, а советской постройки. Некоторые из них, к примеру, бывшая "Грузия", восстанавливаются. Другие же, как "Юпшара", наоборот, сравнительно недавно перестали быть обитаемыми.

5.


6.


7.

Здесь, на тенистой, извилистой и безлюдной дорожке, ощущаешь себя как бы в засаде: все знаковые места внизу хорошо просматриваются. Понятно, почему в 92-м за объездную дорогу шли самые упорные бои на Гагрском фронте.

8.


9.


10.


11.


Кто-то так же бродил здесь с фотоаппаратом 33 года назад.

12.

*Авторство данного фото устанавливается по клику.

И здесь...

13.


14.

*Авторство данного фото устанавливается по клику.

Вот эта эстакада, по которой люди спускались от фуникулёра на площадку перед пансионатом, опирается на странного вида плиту. Я её долго рассматривал, но для меня так и осталось загадкой, обеспечивает ли она функцию распределения нагрузки и, если да, то почему делает это так небрежно.

15.


Саму "Скалу", к слову, тоже снаружи заново отделали, вставляют окна и двери. А их тут немало!

16.

В окресностях пансионата прячутся ещё несколько его бывших старинных корпусов времен начала строительства курорта. К одному из них с дороги ведет очень зазывная лестница. Внутри абсолютно пусто, но... Эти ярусы внутреннего дворика, линии арок, очертания крыш, резные балкончики!!!

17.
18.


19.
20.


21.
22.


23.
24.


25.


Оказывается когда-то, на заре советской власти это здание занимала ещё и Кавказская опытная станция института древесины.

26.

А вот этот домик на повороте каждый раз притягивает моё внимание какой-то своей уютностью и гармонией с местом своего векового обитания. Самое интересное, что основание его монолитно встроено в гору, но, тем не менее, имеет даже помещение для небольшого гаража.

27.

Выйдя на открытую часть тропы, а это самое подходящее название для дороги в этом районе, я обнаружил масштабное строительство в стиле гостиницы "Гагрипш", снесенной в 80-е годы.

28.


29.


Последний из замков, к которому я доходил до сих пор. Он находится примерно над колоннадой. Обычно, пройдя немного вперед, я спускался через дачу Союза художников.

30.


31.

А тропинка, между тем, идет дальше и становится уже. Справа осыпи, по обоим сторонам лохматые кусты. Даже легковой автомобиль протиснется здесь уже с трудом. Может дальше тупик? Но об ухоженности, царившей здесь много лет назад, свидетельствуют появившиеся впервые за всю дорогу фонари и проглядывающие в траве бордюры. Значит, всё же, дорожка к чему-то ведёт...
 
Последнее редактирование:

Ю.С.

корифей
Мы там тоже каждый год бродим, и потом спускаемся по осыпающейся лестнице в Гагрипшское ущелье. Начинали в 2006г., сейчас уже заметна разница - все потихоньку строится, даже какая-то ностальгия по прежней разрушенности...
 

Света Попова

дежурная кофеварка
Юсин папа, восхитительно!:sunny:

Читаешь Вас, смотришь фотографии и сразу настроение такое замечательное: сразу хочется в Гагру, окунуться в атмосферу, вдохнуть летний воздух и бродить, бродить, пока ноги не устанут, и глаза не насмотрятся.))
 
Сверху