Записки из моего дневника (избранное)

Юсин папа

родственник
А музыка звучит, как разлуки стон...


2005 год. Безлюдные переулки в Новой Гагре. В прохладный пасмурный день я иду по узкой асфальтовой дорожке, от которой трава и кусты за много лет оттяпали добрую половину ширины. Мне нужно выйти к рынку: там люди, цивилизация, там меня ждут и мне приятно думать о предстоящей встрече. Я иду мимо двора какого-то длинного двухэтажного здания. Оно неопрятное, мрачное, сырое. Изнутри доносится непонятная мне речь.

Внезапно меня оглушает музыка. Нет, не та, которую слушают местные водилы и не та, которая гремит из динамиков в здешних кафешках. Играет вальс в настоящем духовом исполнении. Музыка плавно вплывает в уши из глубины чернеющих окон с разбитыми стеклами, так, будто играют прямо на улице. На несколько мгновений насыщенные звуки завораживают меня и растворяют в себе, как это бывает с человеком, который давно отвык слышать звуки живой музыки... Так же внезапно, как и начался, вальс обрывается. Теперь уже отчетливо слышен голос глубокого тембра, обладательница которого говорит что-то в строгих интонациях. Я понимаю: репетирует какой-то оркестр. Но мое зрение спорит со слухом, тщетно пытаясь увязать воедино компоненты этой фантасмагории.

В тот момент я был впечатлен не столько самим фактом музицирования, сколько местом и обстоятельствами этого действа. Ощущения внезапной встречи с прекрасным запомнились мне надолго, хоть к тому моменту я уже достаточно был адаптирован к сюрреалистичным сюжетами местной жизни.



Как оказалось, в здании бывшего грузинского детского сада ютилась Гагрская музыкальная школа. Более двадцати лет, вплоть до недавнего времени, дети и педагоги были вынуждены заниматься в разбитых классах этого здания. Частично имущество школы и инструменты хранились в административном здании у водолечебницы. Коллектив во главе с тогдашним директором школы, Мери Викторовной Чанба, и при поддержке уважаемых в Абхазии общественных деятелей, таких как, напримр, Эдуард Пилия, не раз пытались добиться предоставления для школы более приспособленных помещений.

Новый директор, Белла Кокоскерия, более тридцати лет назад тоже окончила Гагрскую музыкальную школу. Ещё раньше, в пятидесятые и шестидесятые, дети обучались музыкальной науке в "игрушечном" каменном особняке с башенкой, постройки времен принца Ольденбургского (бывшая дача Булгариди). Также, одно время, музыканты занимали четвертый этаж ГСШ №2. Но, в соответствии с проектом планировки и застройки города Гагра от 1960-го года, между территорией госдачи и частными домами по улице Советская, было специально выстроено здание, где разместилась детская музыкальная школа (ДМШ). Новая постройка выглядела совсем иначе, чем сейчас - большая, красивая, уютная. Любой, увидевший ее впервые, безошибочно узнал бы в ней мастерскую музыкальной науки по большой фигуре скрипичного ключа в школьном дворике. В сентябре 1967 года в её новых классах приступили к занятиям начинающие музыканты. Возглавил новую школу уже занимавший на тот момент должность директора Баграт Ахметович Богателия.






Сегодня здание ДМШ, простоявшее почти четверть века брошенным, без ремонта, уже вряд ли поддается восстановлению. Но для сотен гагринцев, чья судьба так или иначе была связана с музыкальным образованием, городская музыкальная школа осталась там, где начинается дорога на Мамдзышху.


Центральный вход и холл на первом этаже


Кабинет завхоза и стеллаж со старым архивом






Канцелярия и кабинет директора










Вид от лестницы в правом крыле


"Кладбище" пианино в одном из классов на втором этаже


Класс на третьем этаже, у концертного зала


Вид концертного зала от входа


Сквозная дыра в полу


Светильник в зале


Среди выпускников Гагрской музыкальной школы немало деятелей искусства, чьим именем сегодня гордится не только Абхазия.

В 1967 году Гагрскую музыкальную школу окончила Марина Николаевна Шамба - первая абхазская органистка, солистка Абхазской Государственной филармонии, кавалер ордена «Ахьдз-Апша» («Честь и Слава») третьей степени, народная артистка Республики Абхазия.

В 1984 году стали выпускницами две подруги: Белла Кокоскерия и Хибла Герзмава.

Из рассказа Карлена Явряна, преподавателя Сухумского государственного музыкального училища им. А. Ч. Чичба:


– Хибла Герзмава после окончания Гагрской музыкальной школы стала моей ученицей по классу фортепиано. Она, ее подруга Белла Кокоскерия, которая сейчас возглавляет эту самую Гагрскую музыкальную школу, где они учились вместе с Хиблой, были в училище на очень хорошем счету: способные, исполнительные, трудолюбивые, всегда хотели играть вещи посложнее, поинтереснее – творческие девочки.

Помню, было это на третьем курсе: Хибла принесла, чтобы я прослушал, думаю, свое первое сочинение – песню. Стала ее играть и напевать (я раньше никогда не слышал, чтоб она пела), и тут я вдруг понял: девочка-то поет. Попросил повторить. Она сыграла и спела еще раз. Я сейчас же встал, взял ее за руку и отвел в соседний класс, где преподавала наша вокалистка Жозефина Бумбуриди (позже с мужем – известным сухумским невропатологом Полихроном Бумбуриди она уехали в Грецию).

Прослушав Хиблу, Жозефина сказала одно: «Она останется у меня». Примерно через два месяца я поинтересовался у коллеги-вокалистки, как дела у Хиблы. Жозефина сказала: «То, что с другими мы делаем за год, с Хиблой сделали за эти два месяца. Она бы все равно стала певицей – такие великолепные данные, но очень хорошо, что мы начали заниматься раньше, не упустили время».

Вот так рождалась великая сегодня певица Хибла Герзмава, – завершил Карлен Мартынович свои воспоминания.











Только совсем недавно, около двух лет назад, Гагрская школа искусств, как теперь она называется, наконец получила в свое распоряжение достойное и удобное помещение и переехала в здание бывшей первой школы (в новейшей истории также известной, как частная школа "Альфа"). На первое время силами преподавателей и родителей был проведен косметический ремонт.



В 2015 году Народная артистка Абхазии и России Хибла Герзмава перечислила 1 миллион 430 тысяч рублей, вырученные от продажи билетов XIV ежегодного фестиваля "Хибла Герзмава приглашает…", Гагрской школе искусств. Певица напомнила, что фестиваль носит благотворительный характер. Все деньги поступят музыкальной школе, где она начинала своё обучение, и школе-интернату. По словам директора школы искусств, Беллы Кокоскерия, на перечисленные деньги на третьем этаже здания проведут ремонтно-восстановительные работы и приобретут необходимые музыкальные инструменты.

Сегодня в Гагрской школе искусств около 350 учеников. Кроме музыкального направления, дети занимаются на отделениях хореографии, живописи и эстрадного пения. И пока есть неравнодушные люди, которые сохранили добрую память о своей alma mater, и есть те, кто стремится передать свои знания и опыт детям, школа будет существовать. Старому зданию у дороги на Мамдзышху, как сброшенной оболочке растущего организма, остается раствориться в прошлом, но сам организм живет и развивается.

Несмотря на печальный заголовок, у данной истории о покинутом доме и многолетних мытарствах счастливый конец. Но это вовсе не конец, это обязательно начало! Начало многих новых приятных, счастливых и, возможно, знаменитых историй!



Полная версия и список информационных источников, использованных при написании, как всегда, - у меня в ЖЖ.
 

Юсин папа

родственник
polik, Я бы даже так сказал: все вот ЭТО просто так в разрушенном здании валяется



В том числе и вот это


Хотя, нет, это и еще кое-что, связанное с годами учебы моей жены, уже не валяется.
 

Юсин папа

родственник
светильник тоже странно, что висит - вполне себе приличный)
Светильник последний, кажется, он не один там был. Но этот как раз над дыркой в полу висит. А там третий этаж все таки. Надо изловчится, чтобы завладеть.
 

OBRA

Зачарованная сова
Юсин папа, а что?) вот например листок сочинения..
проходит время и личные(или около) вещи лиц публичных и знаменитых приобретают цену )

Старому зданию у дороги на Мамдзышху, как сброшенной оболочке растущего организма, остается раствориться в прошлом
грустно, но и это правильно
 

Юсин папа

родственник
проходит время и личные(или около) вещи лиц публичных и знаменитых приобретают цену
Думаю, это не такой уж и ценный предмет, ну, может 50 зеленых. Мне гораздо приятнее было бы лично вернуть работу автору.

Тогда, года три назад, мне предложили это устроить, но я пообещал, что будет Личное дело. Однако, как выяснилось, личные дела окончивших школу, отправляли в Сухум. А в школе хранились либо текущие, либо дела отчисленных.

Вот и жены моей дело, в свое время успели, видимо, отправить, а диплом выдать не успели. Уехала она перед войной. Я ее документы, собственно, и искал.
 
Спасибо, Сереж!
Какая же все-таки грустная история, пусть и с позитивным продолжением.
здорово зацепило фото с разрущающимися инструментами
 
Согласна. Но история музыкальной школы, видимо, ближе, поскольку тоже училась в музыкалке. А вообще вид запустения там, где совсем недавно была реальная жизнь, наверное, и должен вызывать такие чувства.
Помню здорово стрессанул вид куполов и крестов, торчащих из воды Рыбинского водохранилища.
 
Юсин папа, меня удивило то, что записывали национальность...ведь это никоим образом не важно, по крайней мере официально
 
Сверху